Правовая основа обеспечения национальной безопасности

Интерес представляет собой движущую побудительную силу социального развития. Интересы граждан, общества отдельного суверенного государства должны быть согласованными, так как это является необходимым условием обеспечения их безопасности. Единство национальных интересов должно быть основано на праве. Реализация принципа верховенства права, защита прав человека и основных свобод должны быть приоритетными в обеспечении НБ.

Интересно
XXI в. ставит перед международным сообществом и государствами немало проблем в этом основополагающем направлении, особенно учитывая характер новых вызовов и угроз международной и национальной безопасности. Законодательство в области обеспечения НБ должно формироваться и постоянно совершенствоваться в зависимости от складывающихся как внутри государства, так и на международной арене экономических, социальных, политических условий развития. Роль права состоит в том, чтобы гармонично сочетать национальные и глобальные интересы.

Законодательство государства выступает фундаментом его правовой системы. Несовершенство законодательства может быть непосредственной угрозой НБ. Укрепление основ государственности начинается с укрепления ее правовых основ. Проведение государственной политики, нацеленной на укрепление НБ РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу, должно основываться на детальной регламентации функционирования всей системы НБ.

Правовая основа обеспечения НБ имеет двойное назначение. С одной стороны, роль права заключается в регулировании общественных отношений в разных сферах. С помощью права устраняются угрозы, направленные на ограничения, нарушения прав и свобод. Национальные интересы в экономике, экологии, обороне и других сферах обеспечиваются посредством права, действия правовой системы.

Функционирование правовой системы непосредственно связано с реализацией национальных интересов путем правового регулирования общественных отношений и их охраной. В этом проявляются роль и назначение правовой безопасности. Под правовой безопасностью следует понимать состояние защищенности правовой системы. Это внешний фактор обеспечения НБ.

С другой стороны, право выступает средством оптимизации функционирования как самой системы НБ, так и системы обеспечения НБ в частности (внутренний фактор). Законодательство о безопасности разрабатывается каждым государством. В РФ не существует четкого систематизированного и кодифицированного законодательства в этой сфере. Нормы права, относящиеся к безопасности, закреплены во множестве правовых актов различных отраслей права и разного уровня нормативных правовых актов.

Наличие структур обеспечения НБ не решает всех проблем безопасности в государстве. Это может быть осуществлено только при условии деятельности этих структур в рамках единой системы. Эффективность деятельности субъектов обеспечения НБ напрямую зависит и от законодательства (его содержания) в области обеспечения НБ.

В РФ сформирована правовая основа обеспечения НБ. Она последовательно обновляется, модернизируется, исходя из объективных потребностей. Правовая основа обеспечения национальной безопасности — это совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения НБ в целях их упорядочения и развития.

Правовое регулирование обеспечения НБ как одной из ключевых сфер деятельности государства охватывает комплекс связанных с ней вопросов: основные понятия в сфере обеспечения НБ, объекты и субъекты обеспечения НБ, задачи, принципы обеспечения НБ, функции субъектов обеспечения НБ и системы в целом, разграничения полномочий органов публичной власти на всех уровнях, права и обязанности должностных лиц и общественных объединений, порядок использования имеющихся сил и средств, форм и методов обеспечения безопасности.

Нормативную правовую основу формирования и функционирования органов, обеспечивающих национальную безопасность России, составляют:

  • Конституция РФ;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры и соглашения, заключенные и признанные РФ;
  • федеральные конституционные законы и законы РФ о поправке к Конституции РФ;
  • федеральные законы;
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • конституции (уставы), нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
  • уставы и муниципально-правовые акты органов местного самоуправления;
  • нормативные акты, изданные субъектами обеспечения национальной безопасности в пределах их компетенции.

Особенностью современного состояния правовых основ обеспечения НБ выступает открытость и доступность нормативных актов, регулирующих различные сферы обеспечения безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)