Право человека на социальное обеспечение в международных актах

Право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание, признается важной гарантией социального положения и реализации основных прав и свобод каждого человека.

Оно содержится во всех основных международных актах, как универсальных, так и региональных, закрепляющих основные права и свободы человека.

К настоящему времени на международном уровне сформирована система источников права, которая является прообразом и основой для совершенствования национального законодательства, включая и законодательство о социальном обеспечении.

В статье 22 основного международного документа по правам человека Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закрепляется, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях».

В статье 25 Декларации предусмотрено право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

В данной статье указывается также на необходимость особого попечения и помощи в случае материнства и младенчества.

Таким образом, во Всеобщей декларации прав человека закреплено не только право на социальное обеспечение, но и право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку и его семье возможность удовлетворения их основных потребностей.

Также указан перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, наступление старости и иные случаи утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам).

При этом надо отметить, что приведенный перечень открытый, в нем представлены лишь наиболее широко распространенные социальные риски, и любое государство может при наличии экономических возможностей дополнять его и иными социальными рисками.

Другим универсальным актом, целиком посвященным экономическим, социальным и культурным правам человека, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

В преамбуле данного документа признается, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

Интересно
В Пакте закреплено не только право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), но и предусматривается, что самая широкая охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10).

Также особую охрану необходимо предоставлять матерям в течение разумного периода до и после родов, а работающим матерям в этот период должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

Кроме того, особые меры охраны и помощи следует принимать в отношении всех детей и подростков, они должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации.

В статье 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства обязаны принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

Среди целей и задач, закрепленных в Декларации о целях и задачах Международной организации труда (приложение к Уставу МОТ), признается обязательство способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью повышение жизненного уровня, расширение системы социального обеспечения.

Это необходимо, чтобы обеспечить основной доход для всех, нуждающихся в такой защите, и полное медицинское обслуживание, защиту благосостояния детей и матерей, обеспечение необходимого питания, жилищ. Право на социальное обеспечение наиболее полно закреплено актами, принимаемыми данной организацией.

На необходимость соблюдения права на социальное обеспечение и принятие мер по его реализации указывается в Рекомендации МОТ 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода».

В данном документе отмечается, что существенным элементом социального обеспечения является обеспечение дохода, с тем чтобы уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца. Рекомендуется также (при наличии возможности) организация обязательного социального страхования.

Обеспечение определенных категорий лиц, в особенности детей, находящихся на иждивении, нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов должно производиться системой в порядке социального вспомоществования: они должны иметь право на пособия в приемлемых размерах.

В Рекомендации № 67 закрепляются совокупность случаев и круг лиц, которые должны быть охвачены системой социального страхования, размеры пособий и условия уплаты взносов.

При этом к страховым случаям Рекомендация относит те, возникновение которых препятствует застрахованным лицам зарабатывать средства к жизни в связи с нетрудоспособностью или неспособностью получить оплачиваемую работу, а также смерть застрахованного, оставившего находившуюся на его иждивении семью.

Это также определенные случаи крайней необходимости, вызывающие чрезвычайное напряжение, связанное с ограничением дохода, компенсация которого не предусмотрена каким-либо другим путем.

В статье 7 Рекомендации дается конкретная классификация страховых случаев: болезнь, материнство, инвалидность, старость, смерть кормильца, безработица, расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами, производственные травмы.

Предусматривается, что пособия не должны выплачиваться одновременно в связи с более чем одним из следующих случаев: инвалидность, старость и безработица.

Относительно размера пособия в ст. 22 сказано, что пособия должны соответствовать предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого последнее уплачивало взносы.

Однако любое его превышение над заработком, преобладающим среди квалифицированных трудящихся, может не приниматься во внимание при определении размера пособия или частей его, выплачиваемых из источников, не складывающихся из взносов застрахованного лица.

Лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием.

Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны быть застрахованы на случай инвалидности, старости и смерти на тех же условиях, что и лица, работающие по найму.

Следует предусмотреть возможность их страхования также на случай болезни и материнства, вызывающих госпитализацию, на случай болезни, продолжающейся в течение нескольких месяцев, и на случай особых расходов, вызванных болезнью, материнством, инвалидностью и смертью.

В данном акте определены и основные направления в области обеспечения благосостояния детей и содержания нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов.

Непосредственное отношение к социальным правам имеет и Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных нормах и целях социальной политики», поскольку указывает, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу.

Конвенция рассматривает повышение жизненного уровня населения в качестве основной цели
при планировании экономического развития.

К числу других актов МОТ, в которых раскрываются конкретные пути реализации права граждан на социальное обеспечение, относятся:

  • Конвенция 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и Рекомендация 2012 г. № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты»;
  • Конвенция 1962 г. № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения»;
  • Конвенция 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца»;
  • Конвенция 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» и Рекомендация 1983 г. № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального страхования».

Ни одну из вышеперечисленных конвенций Россия так и не ратифицировала.

Конвенция МОТ, посвященная охране материнства (пересмотренная), 1952 г. № 103 «Об охране материнства» и Рекомендация № 95 в содержание права женщин на социальное обеспечение включают право на получение денежного пособия и медицинской помощи.

Размеры денежного пособия устанавливаются законодательством страны таким образом, чтобы обеспечить для самой женщины и ее ребенка хорошие с точки зрения гигиены жизненные условия и надлежащий уровень жизни.

Среди актов, закрепляющих права безработных в области социального обеспечения, можно указать Конвенцию МОТ № 44 и Рекомендацию № 44 1934 г. «О страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным», которые содержат ряд предложений о страховании на случай безработицы и о различных видах помощи безработным.

Также следует обратиться к Конвенции МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы», содержащей ряд предложений по содействию занятости и социальному обеспечению, в т.ч. в ней указываются лица, подлежащие защите, размер пособий и др.

Интересно
Право на социальное обеспечение застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей закреплен в Конвенции МОТ 1964 г. № 121 и Рекомендации 1964 г. № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма».

Указанными актами предусмотрены медицинское обслуживание и аналогичная помощь при болезненном состоянии и денежные пособия.

Особо отмечено, что право на получение пособий не может быть обусловлено продолжительностью трудового или страхового стажа или уплатой страховых взносов.

Одним из наиболее важных региональных источников, закрепляющих право на социальное обеспечение, является акт Совета Европы – Европейская социальная хартия 1961 г. (пересмотренная в 1999 г.), составляющая наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г.) единый механизм защиты прав человека в Европе.

Хартия гарантирует целый ряд основных прав, касающихся жилья, здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты, а также недискриминационного подхода, которые могут быть классифицированы по двум основаниям: условия труда и социальная сплоченность.

В это понятие включаются право на социальное обеспечение, право на социальную и медицинскую помощь, право на пользование социальными благами.

Право на социальное обеспечение включено в число наиболее важных основных прав человека и входит в тот минимум обязательств, который должно взять на себя государство в момент ратификации Хартии.

Кроме того, п. 3 ст. 12 Хартии обязывает государства постоянно стремиться выводить систему социального обеспечения на более высокий уровень.

Значительное место в системе европейских актов, посвященных социальным правам человека, занимает Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г.

В Преамбуле кодекса указано, что его принятие будет способствовать повышению норм социального обеспечения в государствах – членах Совета Европы на более высокий уровень, чем закреплено в Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».

Кодекс закрепляет обязательства в области оказания медицинской помощи (включая любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность, роды и их последствия), помощи по нетрудоспособности, по безработице, по старости (включая установление пенсионного возраста), в случаях производственной травмы, по беременности и родам, по инвалидности, потере кормильца, помощи семьям.

Закрепляется минимальный процент граждан, которые должны быть защищены по каждому случаю. В части XI кодекса содержатся нормы, которым должны отвечать периодические денежные выплаты.

Размер пособия для работающих устанавливается в процентном отношении к заработной плате (от 40 до 50%), а для неработающих размер пособия должен быть достаточным для достойного содержания семьи получателя помощи, которая не должна быть менее, чем соответствующая помощь для работающих лиц.

Право на социальное обеспечение находит закрепление и в актах, принятых Содружеством Независимых Государств.

В статье 16 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. предусматривается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных национальным законодательством.

Интересно
В СНГ действует Межпарламентская Ассамблея (консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес), с постоянно работающей комиссией по социальной политике и правам человека.

В 1994 г. Межпарламентская Ассамблея утвердила документ, имеющий важное значение в области социальных прав граждан стран – участниц СНГ, – Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (СНГ).

В статье 40 Хартии закрепляется, что государства гарантируют лицам, проживающим на их территории, право на социальное обеспечение и, что важно, полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных национальным законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения устанавливается в пределах, обеспечивающих прожиточный минимум, и с учетом инфляционных процессов в государстве постоянного проживания граждан.

Изложенные в данной статье положения гарантируют гражданам некогда единого государства соблюдение принципа социальной справедливости.

Цель концепции пенсионного обеспечения стран Содружества состоит не в том, чтобы привести законодательство всех входящих в него стран к общему знаменателю, а в том, чтобы решить вопросы гармонизации законодательства в области пенсионных систем, скоординировать их деятельность в социальной сфере и в первую очередь применительно к трудящимся-мигрантам.

В последние годы все большее значение приобретает такая международная организация региональной экономической интеграции, как Евразийский экономический союз.

В рамках данной организации в настоящее время разрабатывается Договор о пенсионном обеспечении трудящихся Евразийского экономического союза и членов их семей на основе Концепции международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, одобренной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. № 1031.

Договор призван обеспечить равные права и гарантии в сфере пенсионного обеспечения, защиту пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов их семей, сохранение приобретаемых и приобретенных прав.

Поскольку право на социальное обеспечение относится к социально-экономическим правам, то ему присущи особенности данной категории прав. Одной из таких особенностей является то, что для создания подлинно социального государства должен сформироваться определенный уровень общественного сознания.

Интересно
Общество должно «дорасти» до мысли о том, что все его члены имеют право на достойное существование, независимо от физической возможности внести в настоящий момент свой вклад в повышение его благосостояния. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм.

Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи.

В отличие от большинства прав первого поколения, которые даны человеку от природы и государство обязано лишь их защищать, большинство социальноэкономических прав могут быть предоставлены и защищены лишь обществом и государством, являются обязанностями государства в том, что касается поддержания самой жизни индивида и его социальной обеспеченности.

В отношении права на социальное обеспечение ярко проявляется и такая особенность социально-экономической категории прав, как зависимость объема и степени его реализованности от состояния экономики и ресурсов, что в конечном счете сказывается на развитии гарантий их реализации, которые, по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

В качестве примера можно привести экономически высокоразвитые страны Европейского Союза, где в настоящее время существуют наиболее действенные в современном мире системы социального обеспечения.

К сожалению, несмотря на появившиеся в последнее время финансовые возможности, этого нельзя сказать о России, что лишний раз подтверждает: не столь важно наличие средств, сколько правильное и справедливое их распределение.

Содержание права на социальное обеспечение гарантируется комплексом мер, который должно принимать государство по обеспечению обслуживания граждан в случае наступления социальных рисков. Основными видами социального обеспечения являются пенсии, пособия, различные социальные услуги и социальная помощь.

Таким образом, право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание, признается важной гарантией социального положения и реализации основных прав и свобод каждого человека.

Оно содержится во всех международных документах, закрепляющих основные права и свободы человека. Причем в этих документах закрепляется лишь минимальный уровень социального обеспечения и социальной защиты, который государство, утверждающее, что оно демократическое, социальное, должно предоставить своим гражданам.

К сожалению, не всегда закрепленные в международных актах положения, даже если государство их ратифицировало, практически осуществляются, оставаясь иногда всего лишь декларацией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)