Права человека в романо-германской правовой системе

Критерий, принимаемый за основу разграничения правовых семей, выбранный в данной работе, – идеологический, который с точки зрения Рене Давида является отражением религиозных, философских воззрений общества, его политической, экономической и социальной структуры.

Изучение объективности и обоснованности указанного критерия лежит за рамками настоящей работы, а причины, по которым авторы останавливаются на идеологическом критерии разграничения правовых систем, состоят в том, что он (критерий) является до настоящего момента одним из сохранивших свою актуальность и обоснованность, а также органично отвечает целям данного исследования.

Важнейшей характерной особенностью романо-германского права следует считать «…его органическую связь с римским правом, его становление и развитие на основе римского права».

Различают три основных периода развития романо-германской правовой системы. Первый период (до XIII в.) характеризуется отсутствием института уважения и защиты прав человека; инквизиция и религиозные войны за преобладание и господство повсеместно попирали нравственные постулаты, заложенные в религиозных учениях.
Второй период (XIII-XVIII вв.) развития романо-германского права характеризуется возрождением ценностей античности, в т.ч. и юридических ценностей.

Обращение к институтам римского права было обусловлено, по словам Р. Давида, назревшей необходимостью общества в порядке и безопасности, которых «требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса». Средством для достижения поставленных целей могло стать только право.

На фоне фиаско религии в ее стремлении регулировать все сферы общественной жизни право становится субстанцией справедливости и упорядоченности жизни, средством, которое способствовало нормализации жизни общества. Рецепция римского права, его переосмысление и приспособление к новым, изменившимся условиям жизни характеризует второй, наиболее существенный в становлении правовой семьи, период развития.

Параллельно с этим развивается каноническое право, которое также имеет большое влияние на развитие представлений о правах человека. Каноническое право представляло собой «…совокупность решений церковных соборов, а также постановлений и других актов, исходящих от Папы Римского».

Кроме непосредственного регулирования религиозных, церковных отношений, каноническое право также оказывало влияние на регулирование семейных, брачных и имущественных отношений.

Интересно
Третий период (XVII-XVIII вв. и по настоящее время) развития романо-германской правовой семьи кардинальным образом избавляет от отживших правовых институтов феодализма, и в основу новой жизни закладываются ценности естественно-правовой доктрины, «…являющиеся неотъемлемыми правами индивида, – право на собственность, свободу договоров, семью и наследование».

Права человека обосновываются и приобретают законодательное выражение на основании идеалов Просвещения, философских воззрений таких видных мыслителей, как Локк, Руссо, Вольтер. Естественные, неотъемлемые и неотчуждаемые права личности, такие, как свобода совести, экономической деятельности, политические права должны обеспечиваться и гарантироваться со стороны государства.

Ярко выраженный и наиболее революционный характер идеи естественного права нашел свое отражение в праве французском. Другие государства романо-германской и англосаксонской систем права также ощутили влияние идей о естественных правах человека.

«В эпоху формирования традиции права на Западе преобладала теория естественного права. По общему представлению, человеческий закон являлся производным от разума и совести, в итоге разумом и совестью и следовало его поверять.

Согласно не только философии права того времени, но и самому действующему праву, всякий действующий закон, как утвержденный, так и обычный, должен соответствовать естественному праву, иначе ему будет недоставать законной силы и им можно будет пренебречь. Эта теория имела основу как в христианской теологии, так и в аристотелевской философии».

В начале третьего периода развития романо-германского права наблюдалось значительное расширение прав и свобод человека. Наглядно это можно проследить по изменениям, происходившим в семейном праве.

«Отцовская власть, которая в провинциях писаного права распространялась и на совершеннолетних, была отменена как несовместимая с правами человека. Ограничения канонического права в отношении браков были в значительной степени ослаблены.

Требования к заключению браков, особенно согласие родителей, были сведены к минимуму. Сам брак рассматривался как “гражданский договор”. Это было неслыханно для того времени. Обоснование этого принципа говорит само за себя: “Право на развод вытекает из индивидуальной свободы, невозможность разорвать брачные узы будет означать ее потерю”».

Однако продолжали существовать некоторые ограничения. Так, свобода браков все же ограничивалась заинтересованностью общества в сохранении патриархальных начал семьи.

В частности, хотя согласие родителей как обязательное условие брака и было сведено к минимуму, законодатель устанавливал весьма сложный процедурный порядок регулирования несогласия родственников. Существовавшие консервативные представления и правовые установления продолжали еще какое-то время действовать и оказывать влияние на революционные представления о естественных правах человека.

Примером консерватизма в семейном праве может служить Италия. В Италии семейное право и до настоящего момента остается жестко урегулированным. Большое влияние здесь оказывают нормы канонического права.

В результате подписания Лютеранского соглашения в 1929 г. между Италией и Ватиканом произошло сближение и усилилось взаимодействие государства и католической церкви. Характер брака в Италии ярко выраженный канонический.

«Брак не только может регистрироваться государственными органами, но может быть освящен и католической церковью. В последнем случае работник государственного органа обязан немедленно зарегистрировать брак, который с момента венчания в церкви имеет те же гражданско-правовые последствия, что и светский брак.

В настоящее время в Италии число “канонических браков”, называемых также “конкордатными браками”, достигает 95% всех заключаемых браков».

Кроме того, в Италии также ярко выражен религиозный характер отношения к разводам. Сложность процедуры развода направлена на возможно долгое сохранение брака.

«Судья объявляет о расторжении брака, лишь когда уже нет надежды на то, что духовный и физический союз между супругами может быть сохранен или вновь восстановлен. Согласно закону, брак признается расторгнутым, если супруги жили раздельно по крайне мере в течении пяти лет и при этом судом доказано, что это произошло по обоюдному согласию».

Кроме того, в Италии достаточным основанием для развода считается попытка покушения на убийство одного из супругов или детей либо их истязание.

Важнейшим этапом развития концепции прав человека следует признать принятие во Франции во времена революционных изменений конституционного документа Декларацию прав человека и гражданина, одобренную 26 августа 1789 г.

Несмотря на то, что документ разрабатывался в тяжелые времена перемен и в очень короткие сроки (9 дней), Декларация содержит основные положения концепции прав человека. В ней нашли отражение самые революционные и передовые воззрения на порядок и устройство общества.

Так, в частности, провозглашались естественными и неотъемлемыми такие права, как свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению, свобода выражать свои мысли и мнения.

Интересно
Устанавливалось, что источником власти является нация, закон выражает общую волю и запрещает действия, вредные для всего общества. Также провозглашаются принципы презумпции невиновности, все, что не запрещено законом, то дозволено.

Однако, каким бы мощным толчком развития демократических ценностей ни были указанные события, в дальнейшем развитии и распространении прав и свобод человека наблюдалась тенденция регресса.

Так, К. Цвайгерт и Х. Кейтц указывают, что принципы свободы и прав человека имели огромное влияние непосредственно после революционных потрясений. Но с течением времени и в ходе разработки Гражданского кодекса Франции, это влияние все более ослабевало и доминантой выступали консервативные воззрения.

Идеи естественного права витали в воздухе и даже закреплялись на законодательном уровне, однако все это обрастало большими сложностями правоприменения, ограничения прав и свобод продолжали действовать по инерции.

В XX в. многие европейские народы провозглашают свою приверженность правам и свободам человека и гражданина. Так, преамбула французской Конституции 1946 г. подтверждает текст Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и дополняет концепцию прав человека новыми принципами, новым поколением прав человека, которое к этому времени уже сформировалось.

«Она [преамбула Конституции 1946 г.] отмечает равенство между мужчиной и женщиной и право на убежище, равно как и основные принципы, заложенные республиканским законодательством». В ней же записано, что «он [французский народ] провозглашает, кроме того, как и особо необходимые в наше время… политические, экономические и социальные принципы».

Большое значение в романо-германской правовой системе имеют так называемые «общие принципы права». Связано это с тем, что в отличие от англосаксонской правовой системы континентальное право регулирует группу отношений.

При этом наиболее справедливое разрешение спора вытекает из соответствия не букве, а духу законов.

Общие принципы права закрепляются на законодательном уровне, и здесь можно указать следующие важнейшие принципы:

  • «приверженности правам человека»;
  • «принципы национального суверенитета»;
  • принцип выражения в законе общей воли;
  • принцип признания «воспрещенными» лишь тех деяний, которые «вредны для общества»;
  • принцип свободы действий, состоящий в предоставлении «возможности делать все, что не приносит вреда другому»;
  • принцип установления в законе «лишь тех наказаний, которые строго и бесспорно необходимы»;
  • принцип отчетности «каждого должностного лица по вверенной ему части управления» перед обществом и др.

Основными принципами также являются принцип равенства и свободы, права на частную собственность, принцип безопасности, сопротивление угнетению, принцип разделения властей как способ реализации и механизм защиты прав человека, свобода совести, права трудящихся, охрана семьи, права на образование, профессиональное обучение, культуру и т.д.

Таким образом, данным принципам отводилась основополагающая роль, они должны были стать общими нормами, в соответствии с которыми принимались законы и разрешались конкретные споры.

Так, например, в основе французского ГК «…лежат также представления естественного права о существовании самостоятельного, не зависимого от религиозных верований принципа природы, в соответствии с которым может быть построена система правовых норм.

И эти нормы, будучи систематизированы в ясную и стройную систему, могут служить фундаментом социального порядка рационально устроенного высоко-нравственного общества».

Ф. Люшер отмечает, что «…конституционное значение приобретает не сам закон, устанавливающий принцип, а сам принцип». Основные принципы, связанные с концепцией прав человека, имеют, безусловно, конституционное значение в странах романо-германской правовой системы.

Закон в странах романо-германской правовой системы, принципы, нашедшие отражение в законе, устанавливают общие нор-мы жизни, ценности и свободы, охраняемые им. В рамках этих законов и на их основании общество существует и развивается.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)