Порядок возврата таможенных пошлин

Возврату (зачету) подлежат:

  • излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных платежей;
  • неиспользованные авансовые платежи;
  • денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей.

Основания возврата сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств таможенными органами установлены статьей 67 ТК ЕА-ЭС. К ним, в частности, относятся:

  1. Таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
  2. Ввозные таможенные пошлины, уплаченные на счета, определенные в соответствии с Договором о Союзе, не идентифицированы в качестве сумм ввозных таможенных пошлин в отношении конкретных товаров.
  3. Вывозные таможенные пошлины, налоги, уплаченные на счета, определяемые законодательством государств-членов, не идентифицированы в качестве сумм вывозных таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
  4. Товары конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров ранее была исполнена, за исключением случая, когда ввозные таможенные пошлины, налоги уплачены в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за период, когда применялась частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов.
  5. В выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отказано, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, была исполнена.
  6. Таможенная декларация отозвана и (или) выпуск товаров аннулирован, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, была исполнена.
  7. Помещение товаров под процедуры реимпорта или реэкспорта.
  8. Иные случаи, предусмотренные таможенным законодательством в рамках Союза. К иным случаям можно отнести, например, восстановление режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций; изменение с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре.

Порядок возврата. В настоящее время действуют правила возврата таможенных платежей, предусмотренные Законом № 311-ФЗ.

Так, согласно ст. 147 указанного закона для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов плательщик должен обратиться с соответствующим заявлением в таможенный орган и приложить к заявлению необходимые документы (если ранее они не представлялись):

  • платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
  • учредительные документы плательщика;
  • документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
  • иные документы, которые могут быть представлены лицом для подтверждения обоснованности возврата.

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.

Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. При этом не допускается формальный отказ в рассмотрении заявления о возврате.

Мотивированное объяснение причин невозможности рассмотрения заявления должно содержать информацию о сведениях, не указанных в заявлении, и конкретных документах, не представленных в таможенный орган, но которые необходимы для принятия решения о возврате таможенных пошлин, налогов. Также в ответе следует указывать, что плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах установленных сроков.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

При возврате таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются. Исключение составляю случаи, когда таможенный орган нарушил срок рассмотрения заявления о возврате (зачете) таможенных пошлин и налогов (один месяц). В этом случае на сумму переплаты начисляются проценты за каждый день просрочки по ключевой ставке Банка России.

С инициативой возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин налогов может выступить сам таможенный орган

Так, при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

  1. При наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности (то есть плательщику сначала могут зачесть переплату в счет задолженности и только потом рассмотреть вопрос о возврате остатка).
  2. Если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц.
  3. В случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков. Если заявление о возврате подано по истечении трехлетнего срока со дня уплаты или взыскания таможенных платежей.

Согласно Закону № 289-ФЗ (ст. 67) возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится таможенными органами в форме зачета в счет авансовых платежей в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. О произведенном зачете плательщик уведомляется таможенным органом.

Законом № 289-ФЗ предусмотрена уплата процентов таможенными органами при неосновательном взыскании таможенных платежей. Так, таможенные органы обязаны уплатить проценты на сумму излишне взысканных платежей, исчисленные со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсот шестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для того чтобы проценты были выплачены, плательщику необходимо подать в таможенный орган соответствующее заявление.

Если лицо желает вернуть денежные средства, учтенные в качестве авансовых платежей, то в соответствии со ст. 36 Закона № 289-ФЗ он должен подать заявление о возврате авансовых платежей не позднее трех лет со дня, следующего за днем последнего распоряжения об их использовании.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврат авансовых платежей не может превышать десять рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган. Нарушение указанного срока влечет начисление процентов с сумм авансовых платежей в размере одной трехсот шестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день нарушения срока возврата.

Возврат авансовых платежей по заявлению о возврате авансовых платежей не производится в следующих случаях:

  • заявление о возврате авансовых платежей подано неуполномоченным лицом (так, согласно Закону № 289-ФЗ возврат производится только плательщику, иному лицу, в том числе на основании уступки права требования, возврат не производится);
  • заявление о возврате авансовых платежей не содержит необходимых сведений или к заявлению не приложены требуемые документы;
  • сумма авансовых платежей, заявленных к возврату, превышает фактический остаток авансовых платежей плательщика;
  • указание в заявлении о возврате авансовых платежей банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте, отличной от валюты Российской Федерации;
  • отказ органа Федерального казначейства в принятии заявки о возврате авансовых платежей при установлении недостоверных сведений о кредитной организации или ее статусе, указанных в заявлении о возврате авансовых платежей;
  • отказ кредитной организации в зачислении денежных средств, предназначенных для возврата авансовых платежей, при установлении недостоверных сведений о получателе денежных средств лице, внесшем денежные средства в качестве авансовых платежей (правопреемнике);
  • наличие у лица, внесшего авансовые платежи (правопреемника), на дату принятия решения таможенного органа о возврате авансовых платежей не исполненной (полностью или частично) в установленный срок обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в размере имеющейся задолженности;
  • нарушение срока подачи заявления о возврате авансовых платежей (три года);
  • несоответствие заявления о возврате авансовых платежей установленным Законом требованиям.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)