Понятия «социализация» и «инкультурация»

Процессы освоения индивидом социокультурного пространства обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию.

Наличие таких близких по смыслу терминов обусловлено двумя обстоятельствами, Во-первых, тем, что приобретение биологически ненаследуемого опыта является предметом анализа и в социологии, и в культурной антропологии.

Как уже говорилось ранее, между познавательными областями существуют  определенные  различия  в  точке зрения на эту тему: внимание  к  массовым  процессам  в социологии, к первичным группам и индивидам в психологической антропологии. Этим можно объяснить, желание исследователей разграничить термины.

Во-вторых, несходством  представлений  о культуре в рамках самой культурной антропологии. Те, кто относит понятие ко всем животным и обозначает им биологически ненасле- дуемые последствия существования популяций в жизненной среде, склонны употреблять термины практически как синонимы.

Те же, кто ограничивает его содержанием общественной жизни только человека, считают целесообразным разводить термины. С этой точки зрения в процессе инкультурации индивид «осваивает традиционные способы мышления и действий, составляющие культуру и отличающие его общество от других человеческих групп».

Этот сложный процесс начинается в раннем детстве приобретением навыков овладения своим телом и элементами  непосредственной  жизненной  среды  и продолжается всю жизнь. «Каждый человек проходит через процесс инкультурации… поскольку без него не может существовать как член общества»1. Понятие же «социализация» связывается с приобщением к социальным нормам и институциональным формам взаимодействия.

В этих процессах принято выделять две основных  стадии: первичную, или детскую (обычно включая подростковый возраст), и вторичную, относящуюся к взрослым   (включая   процессы ресоциализации в психиатрических клиниках и пенитенциарных учреждениях).

На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы социокультурного пространства. Задача  взрослых  здесь—  сформировать у нового поколения адекватные навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача детей — максимально полно овладеть

«азбукой» взаимодействия и коммуникации. Для этого периода в любых обществе, социальном слое, группе существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полученных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и показательным примером такого рода может служить феномен игры.

Ранняя социализация характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных  с  трансляцией социокультурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребенка к постоянному выполнению определенных стереотипных форм активности. Эта ступень социализации рассматривается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих стабильность социокультурного пространства.

Основные черты второй стадии обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных в данных обществе, социальном слое, группе.

Он начинает  комбинировать  полученные знания и навыки для решения жизненно важных задач; расширяются его возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во всех этих ситуациях сам должен контролировать степень  индивидуального  риска  при  выборе альтернатив.

Таким  образом,  начальные  этапы  освоения  окружения способствуют сохранению стабильности институциональных социокультурных  форм, Поскольку трансляция старшим и воспроизведение новым поколением уже имеющихся паттернов отношений контролируют беспрепятственное проникновение в совместную жизнь людей случайных и  новых  элементов.

На последующих ступенях членам общества приходится принимать на себя ответственность  за экспериментирование  в социокультурном пространстве, за внесение в него изменений различного масштаба. Эти процессы обеспечивают в  каждой  его  области  нормальное формирование личности и поддержание жизненной. среды.

Социализация, инкультурация ребенка как предпосылка трансформации его во взрослую, способную к адекватному участию в социокультурной жизни личность составляют одну из цен  тральных проблемных областей психологической антропологии. Она отличается спецификой теоретических оснований и  предмета исследования по отношению к другим  областям  социальной  и  культурной антропологии.

Речь идет об изучении процессов освоения ребенком знаний и навыков, необходимых для его существования в ближайшем окружении, в социокультурной жизни, характерной для социальной группы, слоя,  общества,  к  которым  он  принадлежит.

Детский опыт формируется на первоначальной стадии благодаря взаимодействию врожденных  предпосылок  ребенка  (свойств  и потенций) с социокультурными образцами, нормами, правилами, характерными для его социальной сети и передаваемыми с помощью механизма традиции, то есть путем непосредственной межличностной трансляции (от старшего к младшему, от знающего и умеющего к неопытному).

Детство понимается главным образом не  как  самодостаточная стадия индивидуального существования, но как период культурного приготовления человека к полноценной социокультурной  жизни. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности врожденных и приобретенных характеристик:

  • достижение необходимой степени зрелости организма, как правило, несколько превышающей наступившую способность к воспроизведению потомства;
  • овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уровнях домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
  • овладение достаточными знаниями и практическим опытом через участие в определенных первичных и формальных группах  и знакомство с различными социокультурными кодами;
  • принадлежность к конкретным социальным слоям, группам, позициям, характерным для взрослых членов общества.

Обычно достижение состояния «взрослости» отмечается в любой культуре обрядом инициации или его аналогами. С их помощью специально выделенные институциональные структуры в лице исполнителей особых ролей утверждают за индивидом право не только осваивать социокультурное пространство,  не только пребывать в нем, но  и менять его элементы.

Как правило, во всех обществах и культурах от взрослого индивида ожидаются проявления способностей, возможностей  и эффективной активности, направленных на воспроизведение социокультурной жизни в ее ключевых измерениях (социокультурное взаимодействие, создание вещей, идей, образов, воспроизведение потомства).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)