Понятийный категориальный аппарат логопедии

Обязательным условием функционирования любой науки является наличие собственного понятийно-категориального аппарата.

Норма речи – общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности всегда сохранны психофизиологические механизмы речи.

Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Такие отклонения от языковой нормы обусловлены расстройством нормального функционирования механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории, нарушение речи – есть нарушение вербальной коммуникации.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • они не соответствуют возрасту говорящего;
  • не являются диалектизмами, безграмотностью;
  • связаны с отклонениями в функционировании механизмов речи;
  • оказывают отрицательное влияние на психику ребёнка;
  • носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
  • требуют логопедического воздействия.

Нарушения речи иначе еще называют «расстройство речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности речевой функции или речи в целом.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – речевая аномалия, при которой нарушено формирование всех компонентов речи (лексической стороны речи, грамматического строя, фонетико-фонематической стороны речи).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различной речевой патологии: алалии, ринолалии, дизартрии. Это такие случаи нарушений речи, при которых страдают все компоненты речи, но при этом сохранный слух и нормальный интеллект.

Общее недоразвитие речи может возникнуть само по себе, например, вследствие социально-педагогической депривации, соматической ослабленности, мозговой дисфункции.

«Общее недоразвитие речи» (ОНР) – собирательный термин для ряда сходных состояний.

В логопедическом заключении ребёнку до 3-х лет не пишут «Общее недоразвитие
речи», а пишут «Задержка речевого развития».

Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, у детей с особенностями психофизического развития.

Задержка речевого развития (ЗРР) – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми. ЗРР характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребёнка фразовой речи к 2-м годам и связной речи к 3-м годам.

Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков вследствие локальных поражений мозга (при афазии), в результате инсульта, опухоли мозга, травмы.

Этиология нарушений речи – это учение о причинах и условиях, которые обуславливают возникновение нарушений речевой деятельности.

Симптоматика нарушения речи – это совокупность признаков (или, проявлений) нарушения речевой деятельности.

Симптом нарушения речи – это признак (или, проявление) какого-либо нарушения речи.

Механизм нарушения речи – характер отклонений в функционировании процессов и операций, которые обуславливают возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез – патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Структура речевого дефекта – совокупность речевых и неречевых симптомов нарушения речи. В ней выделяют первичный дефект и вторичный дефект. Они находятся в причинно-следственных отношениях. Соотношение речевых и неречевых симптомов бывает различным.

Так, неречевой симптом может быть первичен по отношению к речевому симптому, например, при дизартрии нарушены движения, следовательно, – нарушена речь). Но чаще неречевой симптом является вторичным по отношению к речевому симптому. Например: при заикании имеет место вторичное нарушение эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности.

Интересно
Профилактика – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение речевых нарушений. Это одна из актуальных проблем логопедии.

Логопедическое воздействие – педагогический процесс, который направлен на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Логопедическое воздействие может быть направлено на: устранение нарушений речи (нарушение письменной речи), исправление (нарушение звукопроизношения), преодоление отрицательных черт, связанных с речевым дефектом (негативизма), преодоление концентрации на своем дефекте.

Коррекция – исправление или ослабление симптоматики речевых нарушений.

Компенсация психических функций – перестройка психических функций; возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путём использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций. Включает в себя восстановление и замещение. Огромную роль при ней играет центральная нервная система.

Выделяют два типа компенсации функций. Первый – это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счёт привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия.

Второй – это межсистемная компенсация, которая осуществляется путём перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счёт выполнения ранее несвойственных им функций.

Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорождённого ребёнка происходит за счёт развития осязания, т.е. деятельности двигательного и тактильного анализаторов. Адаптация – приспособление ребёнка с патологией к условиям общества.

Обучение – процесс усвоения определённых знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, логопеда, воспитателя), включающий активную познавательную деятельность детей; двухсторонний процесс: целенаправленная деятельность педагога и ученика.

Воспитание – целенаправленное, систематическое управление процессом формирования личности.

В процессе перевоспитания осуществляется коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности. Одновременно идёт развитие тех функций, формирование которых вторично задерживается.

Развитие – изменение, переход из одного состояния в качественно новое, более совершенное, движение вперёд.

Восстановительное обучение – восстановление нарушенных речевых и неречевых функций, т.е. обратное развитие речи (например, при афазии).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)