Понятие уголовно-правовой политики

Продвижение советского общества по пути строительства коммунизма характеризуется повышением роли субъективного фактора в деле руководства жизнью и деятельностью советских людей.

Это объясняется тем, что марксистско-ленинская философия обеспечила и продолжает обеспечивать все более глубокие познания объективных законов развития человеческого общества.

Знание этих законов позволяет людям сознательно, строго научно использовать их для достижения объективно обоснованных целей, которые ставит перед собой советский народ. Это в полной мере относится и к такой цели, как построение коммунистического общества.

Тезис о повышении роли субъективного фактора в период построения коммунизма ни в коей мере не колеблет положения исторического материализма о первичности производительных сил, базиса и вторичности надстройки.

Марксисты твердо стоят на позиции, что все надстроечные категории (политика, государство, право, мораль и т. д.) в конечном счете определяются уровнем развития производительных сил и характером возникающих в соответствии с ним производственных отношений (экономический базис).

В. И. Ленин, отмечая заслуги К- Маркса в открытии материалистического понимания истории, писал:

«Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных „главенствующих” идей…, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил» .

Еще ранее Ф. Энгельс говорил: «…политику и ее историю надо объяснять экономическими отношениями и их развитием, а не наоборот». Элементы надстройки, не соответствующие базису, не жизненны. Они уничтожаются под воздействием объективно действующих законов.

Наде гройка, созданная сознательной деятельностью людей, в соответствии с уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений оказывает активное обратное воздействие на базис.

Ф. Энгельс в письме к Боргиусу писал: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис.

Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное — лишь пассивное следствие.

Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь…

Следовательно, экономическое положение не оказывает своего воздействия автоматически, как это для удобства кое-кто себе представляет, а люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические,— являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию» .

Положение о соотношении базиса и надстройки, верное для всех общественно-экономических формаций, полностью сохраняет значение и при социализме.

Вместе с тем соотношение между надстройкой и объективными закономерностями постепенно изменяется. В прошлые времена люди были рабами этих законов, так как не знали их.

Лишь случайно или на основе опыта предыдущих поколений они поступали в соответствии с законами. По мере накопления знаний и практики человечество все  более   и более стало приспосабливаться к их действию.

Марксизм — первое философское учение, которое объективно, по-научному показало механизм развития общества. С появлением марксизма история развития общества из нагромождения исторических факторов стала подлинной наукой.

Марксизм не только объяснил механизм развития общества, но и, вскрыв его основные закономерности, дал людям могучее средство управления всеми процессами, происходящими в обществе.

С появлением этого учения люди перестали быть игрушкой в руках слепых сил, определяющих развитие природы и общества, они получили возможность ставить определенные цели и сознательно добиваться их осуществления путем сознательного использования объективно действующих законов.

Притом, чем лучше они знают законы общественного развития, чем в большем соответствии с ними находится их практическая деятельность, тем больших результатов они могут добиться в менее короткие сроки и с меньшей затратой сил.

Именно этим и объясняется возрастание роли субъективного фактора в жизни социалистического общества на этапе совершенствования развитого социализма.

Руководствуясь марксистско-ленинским учением, мы все глубже и глубже познаем закономерности развития нашего общества и получаем все более широкие возможности активно влиять на его развитие в направлении построения коммунистического общества.

Среди субъективных факторов, активно влияющих на развитие нашего общества, важнейшим является деятельность Коммунистической партии Советского Союза.

В ст. 6 Конституции СССР записано: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные   организации действуют в рамках Конституции СССР».

Коммунистическая партия — это авангард рабочего класса и всех трудящихся нашей страны. Она объединяет наиболее передовую, сознательную часть нашего общества. Она аккумулирует в себе все самое ценное, что накопило человечество за всю историю развития.

Коммунистическая партия, руководствуясь в своей практической деятельности марксистско-ленинской наукой диалектического и исторического материализма, направляет жизнь нашего советского социалистического общества в соответствии с потребностями общественного развития.

Основным инструментом, который используется партией для постановки и решения задач, является политика.

Политика есть элемент надстройки, который ближе всего к экономике и в котором больше и непосредственней, чем в каком-либо другом элементе (право, мораль и т. д.), отражаются экономические потребности общества. «Политика есть концентрированное выражение экономики».

В политике Коммунистической партии отражаются интересы рабочего класса, авангардом которого является партия, а в настоящее время в силу совпадения коренных интересов рабочего класса и других слоев советского народа — интересы всех трудящихся нашего общества.

В. И. Ленин, вскрывая содержание политики, писал, что «политика есть отношение между классами», «борьба между классами». Политика Коммунистической партии осуществляется в различных формах, различными способами, через различные учреждения.

Наиболее важная роль в осуществлении политики партии принадлежит Советскому государству. Государственная политика есть «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».

Государственная политика и политика Коммунистической партии едины, хотя по объему партийная и государственная политика не совпадают, поскольку партия осуществляет свою политику не только через государство.

Единство это выражается, во-первых, в том, что государство проводит не какую-то свою особую политику, а осуществляет политику Коммунистической партии, и, во-вторых, в том, что главная цель политики партии и государства одна — построение коммунизма, обеспечение всестороннего и гармоничного развития человека, удовлетворение всех его разумных потребностей.

Практическое осуществление единой политики партией и государством отличается лишь способами, методами.

Например, государство для осуществления политики использует право, тогда как партия самостоятельно не может создавать такие нормы, ибо за каждой такой нормой должна стоять возможность применения государственного принуждения в случае ее неисполнения.

Или для осуществления политики государство использует армию, суд, прокуратуру и т. д., партия же не располагает такими органами и учреждениями.

Единство политики, определяемое постановкой одной общей цели, предполагает разнообразие ее осуществления в различных областях жизни нашего общества. Поэтому мы говорим о «внутренней политике», «внешней политике», «экономической политике» и т. д., предполагая, что речь идет о составных частях, направлениях единой партийной и государственной политики.

Действительно, все это части единой политики, в отношении которой можно сказать, что это направление деятельности соответствующих органов государства, определение форм, задач, содержания их деятельности дли достижения поставленных целей.

Одним из направлений политики Коммунистической партии и Советского государства является политика в области борьбы с преступностью.

За годы, прошедшие после Великой Октябрьской социалистической революции, наше общество в своем развитии сделало гигантский, поистине революционный скачок: на месте старой, отсталой во всех отношениях России создана могучая держава, в которой построено развитое социалистическое общество.

Развитой социализм характеризуется не только бурным расцветом экономики, но и тем, что коренным образом изменился облик советских людей. Появилась новая историческая общность — советский народ.

Резко вырос общеобразовательный и культурный уровень советских людей. Партия и Советское государство принимают все необходимые меры к воспитанию нового человека — человека коммунистического будущего.

Многие факты свидетельствуют об успешном решении этой задачи. Вместе с тем в нашем обществе еще встречаются люди, не желающие честно трудиться, соблюдать моральные и правовые нормы поведения, совершающие опасные для общества деяния.

Преступность как социальное явление досталась нам в наследство от капиталистического общества. Она — явление, чуждое социализму в том смысле, что не вызывается закономерностями социализма и социалистическими общественными отношениями.

Однако в обществе существуют еще объективные и субъективные причины, порождающие преступления и преступность, способствующие сохранению их как социального явления.

Коммунистическое общество будет построено при условии решения задач создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических общественных отношений и их преобразования в коммунистические, воспитания человека коммунистического общества, повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся.

Одним из направлений в решении задачи воспитания нового человека является устранение пережитков прошлого из сознания людей. Наиболее опасными носителями пережитков являются лица, которые под влиянием пережитков совершают преступления,— преступники.

Отсюда логичен вывод, что до тех пор, пока не ликвидирована преступность, мы не можем считать решенной задачу воспитания человека коммунистического будущего, а без решения этой задачи   невозможно и построение коммунизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)