Уголовно-правовая политика и вопросы особенной части уголовного законодательства

«Советская уголовная политика исходит из того, что основанием уголовной ответственности может быть только осознанное общественно опасное поведение человека.

Ни состояние личности, ни события, ни образ мыслей, ни прошлое субъекта, ни объективные условия, в которых находится или находилось лицо, ничто иное, кроме преступления, не могут породить уголовного правоотношения, не могут быть основанием уголовной ответственности».

С этим верным положением следует согласиться с одним уточнением: не всякое осознанное общественно опасное поведение человека является преступлением и, следовательно, основанием уголовной ответственности, а только такое, которое было запрещено уголовным законом в момент его совершения.

На запрещенность законом как обязательный признак преступления специально указывается в ст.ст. 1 и 7 Основ уголовного законодательства.

Уголовно-правовая политика вырабатывает критерии криминализации, руководствуясь которыми законодатель выбирает из всех общественно опасных человеческих поступков те, которые он считает необходимым отнести к преступлениям.

Этот процесс реализации уголовно-правовой политики выражается в определении законодателем совокупности признаков, при наличии которых деяние признается преступлением, т. е. в создании Особенной части уголовного законодательства.

Значение Особенной части уголовного законодательства для практического осуществления уголовно-правовой и в целом уголовной политики невозможно переоценить, ибо только деяния, характеризующиеся признаками той или иной нормы Особенной части, порождают уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исправительные правоотношения.

Очень важное практическое значение имеет система Особенной части, т. е. порядок объединения юридических норм, содержащих конкретные составы преступлений, в главы, расположение глав относительно друг друга и конкретных составов внутри глав в зависимости от объекта посягательства — общественных отношений, охраняемых советским уголовным правом.

Правильное построение системы Особенной части обеспечивает внутреннее единство всех норм, исключает противоречия между нормами.

В. И. Ленин писал Д. И. Курскому 15 февраля 1922 г.: «Если наши законы „противоречивы” (в чем нет сомнения), что для чего же НКюст и Отдел законодательных предположений? Что же делается для кодификации?— для устранения противоречий?».

К. Маркс, отмечая значение внутренней согласованности права, писал: «В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий».

За основу систематизации норм Особенной части советского уголовного законодательства с самого начала был взят объект преступного посягательства, поскольку он как категория объективная позволял групировать в главы составы преступлений, однородные по своей экономической и политической сущности.

Первым официальным документом, систематизировавшим нормы Особенной части советского уголовного права, был УК РСФСР 1922 г.

Особенная его часть состояла из глав:

  1. государственные преступления  (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления);
  2. должностные (служебные) преступления;
  3. нарушения правил  об отделении  церкви от государства;
  4. хозяйственные преступления;
  5. преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;
  6. имущественные преступления;
  7. воинские преступления;
  8. нарушения правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)