Понятие спрос и предложение

Основой рыночного механизма являются стихийный спрос и предложение, а главными элементами – цена, прибыль, покупательная способность, конкуренция и решения по выбору товаров и услуг.

Интересно
Величина спроса, отражающая уровень общественных потребностей, ограничена размерами доходов покупателей, т. е. их покупательной способностью. Предложение характеризует динамику и масштаб общественного производства и представляет собой совокупность товаров и услуг, поступающих на рынки для реализации.

Спрос и предложение проявляются и взаимодействуют на рынке через движение цен. Продавец, производя товары, выходит с ними на рынок, не зная своего покупателя, он его ищет. Покупатель в свою очередь ищет необходимый ему товар или услуги в количестве, определяемом его доходом и потребностью.

Поскольку доходы ограничены, а желаний много, то потребитель, рассматривая множество предложений со стороны продавцов, отдает предпочтение тому продавцу, у которого при прочих равных условиях (в части качества товара, сроков его поставки и т. п.) цена будет меньше.

Цена ставится в прямую зависимость от соотношения объема предложения и спроса. Поясним это на примерах. Допустим, на рынке увеличивается спрос на пшеницу. В этом случае продавцы в условиях стабильного ее производства немедленно поднимут на нее цену.

В свою очередь повышение цены стимулирует увеличение производства пшеницы, что означает рост предложения на рынке, который в итоге приведет к насыщению рынка пшеницей, а следовательно, произойдет снижение цены. И это будет происходить до тех пор, пока не установится баланс между предложением и спросом.

Рассмотрим другой пример. Предположим, на рынке в наличии имеется большее количество чая, чем его покупают по установленной цене. В этом случае продавцы будут стремиться избавиться от запасов чая и начнут его продавать по сниженным ценам. Это приведет к увеличению покупок чая. Но поскольку объем производства чая не изменен, то через некоторое время спрос и предложение сбалансируются.

Интересно
Подобная ситуация имеет место и на рынке средств производства. Таким образом, цена побуждает или ограничивает рост производства и потребления. Цена должна быть на таком уровне, чтобы производители охотно выпускали продукты (услуги) для продажи, а потребители охотно покупали их. 

В условиях обособленности производителей происходит стихийное саморегулирование спроса и предложения. Суть его состоит в том, что производители, выходя на рынок со своими товарами самостоятельно (в условиях спроса, ограниченного доходами покупателя), вступают в конкуренцию друг с другом, что побуждает их снижать цены на товары и услуги до уровня, при котором потребитель охотно покупал бы их продукцию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)