Понятие рынка и его развитие

Появление рыночной системы хозяйствования представляет собой длительный исторический процесс развития общества, органически связанный с развитием и углублением общественного разделения труда и хозяйственной обособленностью производителей.

А. Смит ему принадлежит термин «разделение труда» отмечал, что разделение приводит к величайшему прогрессу в развитии производительных сил.

На ранней ступени развития общества существовало естественное разделение труда – по полу и возрасту. С усложнением орудий производства труд стал качественно дифференцироваться и определенные его виды обособлялись друг от друга, что приводило к росту производительности труда.

В рамках первобытнообщинного строя произошло первое крупное общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия), создавшее условия для регулярного обмена между племенами. Отделение ремесла от земледелия (второе общественное разделение труда) означало зарождение товарного производства.

Обмен продуктами труда как товарами происходил не только между общинами, но и внутри них. Но это товарное производство в основном носило натуральный характер по формуле «Т – Т».

Эволюция форм стоимости как эквивалента при обмене, выразившаяся в появлении денег, и дальнейшее развитие разделения труда (третье крупное общественное разделение труда – обособление торговли от производства) превращают обмен товаров в регулярный и необходимый общественный процесс.

Возникает товарное производство специально для продажи. Происходит переход от простого обмена товара на товар по формуле «Т – Т» к обмену товаров посредством денег по формуле «Т – Д – Т».

В условиях рыночных отношений каждый субъект (индивидуум, фирма, предприятие) производит продукты (услуги) для других и сам получает от других необходимые для жизни предметы. Каждый субъект поставлен в положение обособленного производителя и испытывает на себе ограниченность ресурсов.

Для многих стран товарная форма производства становится господствующей и всеобщей. Продажа и покупка товаров осуществляются на рынке. С точки зрения территориальных границ рынка и его масштабов различают внутренний (национальный) и мировой (внешний) рынки.

Своего апогея становление рыночных отношений достигло с развитием машинной индустрии, что привело к еще большему общественному разделению труда, выразившемуся не только в появлении и формировании новых отраслей производства, но и в возрастании значения международного рынка.

При рыночной системе функционирования все имеет цену – каждый товар и каждая услуга, т. е. все продается и покупается за определенную стоимость. Все виды рабочей силы (физическая и умственная) имеют свою стоимость в форме заработной платы или дохода. Тысячи товаров и услуг производятся миллионами людей, десятками тысяч компаний, заводов без какого-либо централизованного управления или плана. Нет хаоса, а есть определенный экономический порядок.

Возьмем, к примеру, Нью-Йорк с его 16-миллионным населением, который связан с 50 штатами страны и со многими странами мира. Никто не задумывается о том, почему город никогда не испытывает трудностей в снабжении: все всегда делается вовремя, все есть и всегда свежее, транспорт подается в нужное время и т. п. Что же лежит в основе этого порядка?

Интересно
Образное объяснение этого явления дает американский экономист П. Хейне: «Тысячи людей утром едут на работу, используя личный и общественный транспорт. И никто ни с кем не согласовывает свои маршруты, водительское мастерство различно, различно отношение и к риску, и к правилам вежливости. К личному и пассажирскому транспорту следует добавить грузовой. И все эти транспортные средства не одинаковы по размерам и по форме.

И вот вместо хаоса мы имеем дело с хорошо скоординированным потоком – все транспортные средства движутся. Почему? Движение осуществляется благодаря сотрудничеству водителей. Оно вызывается необходимостью двигаться. Каждый водитель видит свое местоположение, скорость транспортных средств в его окружении и каждый раз стремится занять высвобождающееся пространство».

Таким же образом функционирует и механизм общественной координации, действующий стихийно. Этот механизм настолько мощный, что правительственные решения, идущие с ним вразрез, как правило, сводятся на нет. Этот механизм открыл и подробно описал А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданной в 1776 г.

Суть его состоит в том, что люди, действуя в своих собственных интересах, создают возможности выбора для других (как в транспортном потоке освобождается свободное место). В данном случае общественная координация выступает как процесс непрерывного взаимного приспособления людей к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.

Таким образом, осуществляется стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг (что и сколько производить?) к объему и структуре общественных потребностей. На рынке происходит окончательное признание общественного характера затрат труда отдельных товаропроизводителей, обнаруживается общественная стоимость товара (рыночная стоимость) на основе признания общественно необходимых затрат труда на его производство.

Рынок – это процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества (спроса и предложения).

Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов – рабочей силы и средств производства – между различными сферами их применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с волей потребителя. Общественное воспроизводство в условиях рыночных отношений обслуживается системой рынков, а именно рынками товаров и услуг, рабочей силы, капиталов, золота и ссудного капитала.

По своему функциональному назначению рынки товаров делятся, прежде всего, на рынки средств производства и рынки предметов потребления. По размерам рынки очень разнообразны. Для некоторых товаров, таких как зубная паста, подавляющая часть жителей планеты являются членами рынка, для других товаров, подобных картинам Пикассо, членами рынка являются несколько дилеров, коллекционеры и музеи.

Рынки различаются между собой также по степени доминирования на них крупных продавцов и покупателей. Так, в США в течение длительного времени самым крупным продавцом на рынке алюминия была компания «Aluminium Corporation of America». А, например, рынок сельскохозяйственной продукции характеризуется огромным количеством продавцов и покупателей.

В силу специфики производимых товаров (сложность и длительность изготовления, послепродажного монтажа, обслуживания и др.), а также удаленности продавцов и покупателей друг от друга, вследствие чего возможна задержка в оплате отправленных товаров, каждый рынок имеет соответствующую его специфике инфраструктуру. Это находит свое выражение в наличии большого количества брокеров, товарных и фондовых бирж, банков, транспортных, страховых, юридических организаций и др.

Главенствующим в рыночных отношениях является покупатель, его потребности определяют структуру и объем производства. Власть покупателя определяется его текущим доходом (заработная плата, пенсия, различные выплаты, проценты и т. д.), величиной накопленного богатства и возможностью получения кредита.

Производитель также не второстепенное лицо. Он, желая завладеть покупателем, стремится не только удовлетворить его насущные потребности, но и создать условия для развития новых потребностей. Таким образом, рыночные отношения есть форма экономической организации функционирования общества, при которой продавцы и покупатели взаимодействуют и вступают в связи друг с другом на рынке стихийно. Всякое функционирование системы, как известно, предполагает наличие соответствующего механизма, т. е. организации.

Каждому комплексу мероприятий по реализации задач формирования рыночных отношений соответствует определенный тип рыночных структур. Так, рынок чистой монополии характеризуется отсутствием конкуренции: здесь есть только один производитель. Закон спроса не действует. При олигополистическом типе рынка несколько фирм контролируют рынок определенного товара или услуги.

В условиях монополистической (несовершенной) конкуренции много продавцов (поставщиков) поставляют на рынок много схожих товаров (услуг), отличающихся друг от друга отдельными характеристиками. Одним из характерных свойств рынка совершенной конкуренции является то, что все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка.

Характерные черты четырех основных типов рынка представлены в табл. 2.11.

Понятие рынка и его развитие

В структуре современной экономики рынки совершенной конкуренции отсутствуют. Большинство рынков в ней представлено рынками несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции полнее удовлетворяет запросы потребителей благодаря дифференциации товаров и цен.

Товарная дифференциация (целенаправленный выпуск взаимозаменяемых товаров, максимально учитывающих малейшие предпочтения покупателей) позволяет фирме найти или самой сформировать свою группу потребителей. Это значит, что единый рынок совершенной конкуренции распадается при товарной дифференциации на бесчисленное множество сегментов, образуя рынок несовершенной конкуренции.

В пределах сегментов отдельные фирмы занимают уже неравное положение, а дифференциация товара препятствует установлению равновесной цены. Рынок несовершенной конкуренции характерен для производства и реализации преимущественно товаров потребительского назначения. В экономической теории рынок несовершенной конкуренции получил и другое название – «рынок монополистической конкуренции».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)