Понятие очередности удовлетворения требований
В разделении кредиторов на очереди проявляется один из основных принципов конкурсного права. Правила очередности состоят в том, что, во- первых, к удовлетворению кредиторов последующей очереди переходят только после полного удовлетворения кредиторов предыдущей очереди; во-вторых, в случае недостаточности средств должника для удовлетворения требований одной очереди эти требования удовлетворяются по соразмерности пропорционально требованиям каждого кредитора.
Очевидно, в таких случаях очередность имеет не принципиальное, а скорее техническое значение, поскольку по всем требованиям должен быть осуществлен полный расчет.
На этапе конкурсного производства отнесение требования к определенной очереди имеет очень важное значение, так как на всех кредиторов в большинстве случаев средств должника не хватает.
Вопросы определения состава кредиторов каждой очереди и количества очередей являются в настоящее время одними из наиболее дискуссионных в конкурсном праве. Объясняется это, прежде всего, тем, что Закон 2002 г. устанавливает иную очередность, нежели та, которая определена ГК РФ, т.е. мы видим противоречие между Законом и ГК РФ.
До вступления в силу ГК РФ в части установления очередности действовали нормы Закона 1992 г. Пункт 2 ст. 30 этого Закона определял следующий порядок удовлетворения требований кредиторов:
- в первую очередь – граждане, перед которыми должник нес ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
- во вторую очередь – требования по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, по выплате пособий в течение одного года до дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам;
- в третью очередь – требования по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь – требования конкурсных кредиторов;
- в пятую очередь – требования членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество;
- в шестую очередь – требования прочих собственников (имелись в виду требования участников, не являющихся работниками юридического лица – должника);
- в седьмую очередь – все остальные требования.
Следует отметить основные особенности данного порядка:
- ни к одной из очередей не относились требования кредиторов – залогодержателей, поскольку предмет залога изымался из имущества должника – соответствующие требования удовлетворялись в обычном порядке, вне конкурса (представляется, что такой порядок в гораздо большей степени соответствовал вещно-правовой природе залога и интересам кредиторов-залогодержателей);
- категория послеочередных требований не выделялась (все удовлетворялись в соответствии с принципами соразмерности и пропорциональности);
- дифференцировались требования участников – работников должника и участников, работниками не являющихся (что представляется необоснованным);
- участники юридического лица – должника не только являлись очередными, но и относились к высшей очередности, чем некоторые другие требования.
Более детальный анализ статуса очередных кредиторов в соответствии с Законом 1992 г. выходит за рамки настоящего исследования.
В силу п. 3 ст. 65 ГК РФ требования кредиторов должны удовлетворяться в рамках очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ, в соответствии с которым очередные кредиторы делятся на следующие группы:
- кредиторы с требованиями из причинения вреда жизни или здоровью (это кредиторы деликтные, однако, как видно, речь идет не о любых деликтах; кредиторы с требованиями из причинения вреда имуществу удовлетворяются в пятую очередь);
- кредиторы с требованиями по оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовому договору, в том числу по контракту; а также кредиторы с требованиями по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества должника (в части, обеспеченной залогом; в превышающей части требования кредитора относятся к пятой очереди);
- налоговые и иные уполномоченные органы (не являющиеся кредиторами) с требованиями по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
- кредиторы со всеми остальными требованиями.
Закон 1998 г. очередность удовлетворения требований кредиторов определяет в ст. 106-111, нормы которых в целом корреспондируют нормам ст. 64 ГК РФ – в Законе, как и в ГК РФ, пять очередей кредиторов, однако фактически их шесть, поскольку требования в части финансовых санкций (как кредиторов, так и уполномоченных органов) подлежат отдельному учету в реестре и удовлетворяются после полного удовлетворения всех пяти очередей – фактически тем самым создана самостоятельная очередь.
Закон 2002 г. принципиально изменил подход к очередности, во-первых, установив 3 очереди кредиторов, во-вторых, введя исключения из установленных императивно ГК РФ принципов очередности и пропорциональности.
В соответствии со ст. 134 Закона 2002 г. очередные кредиторы делятся на следующие группы:
- граждане с требованиями из причинения вреда жизни и здоровью, а также с требованиями по компенсации морального вреда (последние, как следует из их сути и из Закона, не подлежат капитализации);
- работники с требованиями по выплате выходных пособий и по оплате труда, а также авторы с требованиями по выплате авторских вознаграждений;
- все остальные кредиторы.
Следует отметить, что при банкротстве кредитных организаций ГК РФ и Закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” относит к первой очереди требования вкладчиков – подробное рассмотрение связанных с этим вопросов выходит за рамки настоящего исследования; на некоторые из них обращают внимание ученые. Рассмотрим подробнее статус кредиторов каждой очереди и механизм удовлетворения их требований.
- Досудебная санация
- Участники комитета кредиторов
- Юридические лица, их представители и участие в комитете
- Прекращение полномочий комитета
- Понятие досудебных процедур
- Мероприятия, осуществляемые в рамках досудебных процедур
- Субъекты, проводящие досудебные процедуры
- Понятие добровольного банкротства
- Этапы проведения добровольного банкротства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу