Понятие нормотворчества

Нормы права, закрепляющие правила поведения, определяющие субъективные права и закрепляющие юридические обязанности, устанавливающие запреты, правовые режимы, стимулы и ограничения в праве, а также раскрывающие содержание юридических терминов, создаются в процессе нормотворчества.

Нормотворчество можно рассматривать как составную часть механизма правового регулирования, без которой не появятся на свет нормы права, направленные на регулирование различных общественных отношений. С этой точки зрения нормотворчество является первичным элементом механизма правового регулирования, так как способствует воплощению правовых замыслов в современную реальность посредством принятия нормативных документов.

Для реализации данной цели разрабатываются и принимаются законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законодательствование выступает ведущим, а создание подзаконных нормативных правовых актов — подчиненным элементом нормотворческого процесса.

Но нормотворчество может сыграть и негативную роль в работе механизма правового регулирования, когда не нуждающиеся в правовом регулировании отношения в социуме оказываются урегулированными нормами права. Чрезмерная регламентация общественных отношений посредством норм права является одним из признаков полицейского государства.

Результаты нормотворчества (нормативные правовые акты и нормативные договоры) могут в реальной ситуации не усилить, а ослабить правовое воздействие на общественные отношения, когда министерства и ведомства без делегирования полномочий принимают нормы, подменяющие нормы законов и актов высших органов государственной власти.

Ослабление действия механизма правового регулирования влечет также несоблюдение правил нормотворческой юридической техники, которое происходит либо по незнанию, либо из за пренебрежительного отношения к этим правилам.

Нормотворчество — один из основных признаков государства, поскольку среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов и должностных лиц принимает веления, имеющие обязательную силу для всего населения страны. Кроме того, нормотворчество можно рассматривать как одну из важнейших функции государства, которая способствует реализации других его функций (экономической, социальной, экологической и т. д.).

Нормотворчество включает разные способы создания правовых норм: принятие нормативных правовых актов уполномоченными государственными органами или должностными лицами, а также принятие их путем всенародного голосования (референдума).

Особым способом правотворчества является заключение нормативных соглашений (договоров), причем такие соглашения могут быть заключены между различными субъектами права (государствами, субъектами федерации, правоохранительными органами стран СНГ и др.).

Наконец, нормотворчество можно рассматривать как последнюю стадию в процессе формирования права в обществе (правообразования).

Отличительные признаки нормотворчества показаны на рисунке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)