Понятие конкуренции, ее виды, методы, формы.

Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.

Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды.

Существует шесть видов конкуренции:

  • функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  • видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  • предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия;
  • ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  • скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов:
  • незаконные методы.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой.

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, сходство или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок».  Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)