Понятие и значение налога на добавленную стоимость

Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства.

Налог называют самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети ХХ в. Об этом свидетельствует опыт различных зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и др.

В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.

Интересно
Налог на добавленную стоимость (НДС) – вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления. Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому данный налог относится к категории косвенных.

НДС взимается с каждого акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат.

Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на соцстрахование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу и т.д.

На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции, поэтому для упрощения расчетов за объект обложения принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации. Выделение же НДС и исключение двойного налогообложения достигаются тем, что плательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченными поставщикам.

Иначе НДС организуется при осуществлении внешнеторговых операций. В общем случае ввоз товаров на таможенную территорию государства при применении процедуры выпуска для внутреннего потребления (при применении иных процедур имеются особенности исчисления НДС) должен облагаться налогом применительно к полной таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины и акциза.

В свою очередь, в отношении экспорта должна применяться нулевая ставка НДС, обеспечивающая не только освобождение экспортера от уплаты налога на добавленную этим экспортером стоимость, но и возмещение ему со стороны государства тех сумм налога, которые он уплатил своим поставщикам (контрагентам).

Такая схема в отношении внешнеэкономических операций, с одной стороны, является формой государственного стимулирования экспорта, с другой стороны, обеспечивает равные конкурентные условия для всех товаров (и отечественных, и иностранных) на внутреннем рынке любого государства, применяющего НДС, поскольку независимо от страны происхождения товара последний вначале полностью «очищается» от своего национального НДС, а затем облагается налогом той страны, где он будет реализован потребителю.

Таким образом, функции НДС при ввозе товаров не сводятся исключительно к фискальной. В отличие от таможенных пошлин, основной функцией применения к товарам при ввозе НДС является абсолютное выравнивание применения бремени его уплаты в отношении ввозимых иностранных товаров и аналогичных отечественных товаров.

В России НДС введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 19921 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога. В настоящее время порядок применения НДС регулируется главой 21 НК РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)