Понятие и значение качества медицинской помощи

Качество медицинской помощи — это эффективность обследования и лечения пациента, основная характеристика медицинского обслуживания; это фактор, влияющий на развитие здравоохранения, степень соответствия медицинской помощи современному уровню стандарта медицинской технологии и потребностям пациента.

Для объективного определения качества необходимы оценочные критерии:

  • оценка диагностических и лечебных методов;
  • оценка правильного выполнения установленных наборов мероприятий и в достаточном объеме в соответствии со стандартом;
  • оценка правильности и полноты заполнения медицинских документов.

Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан утверждены критерии оценки качества медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях.

Всемирная организация здравоохранения выделяет четыре основных компонента качества медицинской помощи:

  1. Максимальное выполнение медицинским работником профессиональных функций, к которым относятся: обоснованность, своевременность, адекватность и безопасность.
  2. Оптимальное использование кадровых, технологических, лекарственных и других ресурсов в конкретных условиях оказания медицинской помощи.
  3. Минимальный и обоснованный риск для пациента.
  4. Максимальное удовлетворение пациента результатами медицинской помощи.

Качество оказания медицинской помощи находится в зависимости не только от действий медицинского персонала (даже при неблагоприятных последствиях), но и от умелого применения им при контакте с больным этико-деонтологических, психологических и правовых знаний.

Перечень дефектов оказания медицинской помощи и нарушений при ее оказании содержится в п. 67 «Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», утвержденного приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230. К ним, в частности, относятся:

  • дефекты, связанные с нарушением условий оказания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке застрахованным лицам;
  • дефекты, связанные с причинением вреда здоровью застрахованным лицам;
  • доказанные в установленном законодательством РФ порядке случаи нарушения врачебной этики и деонтологии работниками медицинской организации при несоблюдении ими принятых этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей;
  • невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение пациенту необходимых или выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств;
  • нарушение по вине медицинской организации преемственно-сти в лечении, необоснованная или непрофильная госпитализация застрахованного лица;
  • развитие ятрогенного заболевания;
  • отсутствие объективных причин непредставления первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации;
  • дефекты оформления первичной медицинской документации, затрудняющие работу с документацией, препятствующие проведению экспертизы качества медицинской помощи и создающие невозможность оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер и условия предоставления медицинской помощи.

Большая роль в повышении качества медицинской помощи отводится созданной в 2010 г. Национальной медицинской палате, учредителями которой выступили 35 общественных и некоммерческих организаций, объединений и профессиональных ассоциаций.

Выделяют универсальные принципы управления качеством медицинской помощи, применимые ко всем ее видам.

По мнению ряда специалистов, качество медицинской помощи может быть ограничено четырьмя ключевыми принципами:

  1. Понимание работы в форме процессов и систем, направленных на достижение лучшего результата.
  2. Важность соучастия. Поскольку разные специалисты вовлечены в процесс на разных его стадиях, они должны иметь свою точку зрения и вносить свой вклад.
  3. Ориентация на потребителя: качество можно рассматривать как функцию степени, до которой удовлетворяются запросы пациентов.
  4. Использование научной методологии, т. к. качество медицинской помощи основано на доказательствах эффективности медицинских вмешательств и особенностях организации ее оказания.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)