Организация системы здравоохранения в РФ

В настоящее время различают три системы здравоохранения: государственную, муниципальную и частную.

Они обусловлены политическими и социально-экономическими факторами. Первостепенное значение имеют ресурсы, средства обеспечения здравоохранения и их источники. В сложившейся у нас в стране ситуации это государственный бюджет, страховые фонды, общественные и частные ассигнования.

Однако, учитывая средства обеспечения здравоохранения в настоящее время в Российской Федерации, следует иметь в виду преимущественно государственную систему, в отличие от преимущественно страховой в странах Западной Европы или преимущественно частной в США.

Надо отметить, что нет стран, где была бы только одна система здравоохранения, чаще она смешанная.

Государственная система, включающая органы управления здравоохранением, претерпела значительные изменения в связи с проведением реформы органов исполнительной власти. Минздрав России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), Федерального медико-биологического агентства (ФМБЛ), координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В структуру центрального аппарата Минздрава России входят министр, его заместители, помощники и советники, департаменты:

  • организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела;
  • медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении;
  • лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий;
  • науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками;
  • общественного здоровья и коммуникаций;
  • организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности;
  • государственного регулирования обращения лекарственных средств;
  • мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения;
  • медицинской помощи детям и службы родовспоможения;
  • международного сотрудничества и связей с общественностью;
  • информационных технологий и связи;
  • инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства;
  • финансово-экономический;
  • управления делами и кадров;
  • учетной политики и контроля;
  • правовой.

В систему здравоохранения входят министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

К государственной системе здравоохранения относятся центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, санитарно-профилактические и образовательные учреждения и организации, учреждения судебно-медицинской экспертизы и предприятия по производству медицинской техники и препаратов, фармацевтические предприятия, а также РАМН.

Государственная система здравоохранения включает также лечебно-профилактические учреждения, организации и предприятия других ведомств, которые не подчиняются Минздраву России.

Муниципальная система здравоохранения находится в муниципальной собственности и включает муниципальные ЛПУ, ПИИ, фармацевтические предприятия и аптеки, учреждения судеб-
но-медицинской экспертизы. Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют контроль за качеством медико-социальной помощи.

В ст. 12 Конституции РФ определена роль органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, что является основой функционирования муниципальной системы здравоохранения. Они несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение объема медицинской помощи, осуществляют контроль за ее качеством и за государственными муниципальными учреждениями, предприятиями, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Финансирование организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет бюджетов всех уровней, целевых фондов и иных источников.

Частная система здравоохранения получает все большее развитие и создает возможность конкурирования в качестве медицинского обслуживания с государственной. Она стала легальной и занимает в среднем 40 % услуг в некоторых отраслях медицинской деятельности и больше половины — в стоматологии и венерологии.

К частной системе здравоохранения относятся:

  • ЛПУ и аптечные учреждения;
  • научно-исследовательские и образовательные учреждения, имущество которых находится в частной собственности;
  • юридические лица, создаваемые и финансируемые общественными объединениями, физическими лицами, хозяйственными обществами и учреждениями;
  • граждане, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.

Их деятельность осуществляется в соответ-ствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Отраслевая структура здравоохранения. Независимо от систем в здравоохранении различают следующие его отрасли:

  1. Лечебно-профилактическая (больницы, поликлиники, диспансеры и пр.).
  2. Охраны здоровья женщин, матерей и детей.
  3. Санитарно-противоэпидемическая.
  4. Фармацевтическая.
  5. Образовательная.
  6. Санаторно-курортная.
  7. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая.
  8. Медицинского страхования.

Общественные медицинские объединения (ассоциации, общества) и защита прав пациента.

Организацией медико-социальной помощи населению занимаются также общественные и иные объединения. В странах с рыночной экономикой и развитым гражданским обществом создание общественно-управленческих механизмов участия граждан в формировании правовых механизмов и контроле за соблюдением прав граждан и пациентов в области охраны здоровья является естественным.

На государственном уровне успешно функционируют ассоциации врачей России, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер, Общество прав потребителей, Профсоюз работников здравоохранения, Российское общество Красного Креста, религиозные организации.

Существуют общественные объединения и в субъектах РФ: корпоративные объединения медицинских работников (врачей и медицинских сестер), призванные реально участвовать в управлении здравоохранением. Это медицинские ассоциации и общества, объединяющие медицинских работников по специальностям.

В субъектах РФ обеспечением охраны здоровья и лекарственным обеспечением населения, помимо администрации регионов, непосредственно занимаются органы управления здравоохранением (министерства, департаменты, комитеты, управления), а также муниципальные органы управления здравоохранением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)