Внесудебная оценка качества медицинской помощи и действий медицинского работника

Профессия медицинского работника является сложной, ибо его окружают страдания, горести и утраты. В последние годы к ним присоединились необходимость бдительности и скрупулезного фиксирования своего поведения, а в случаях жалоб — переживания, связанные с правовой защитой своих действий.

В новых условиях, когда значительно увеличилось количество жалоб с требованием возмещения физического и морального вреда, участились случаи заведомо ложных обвинений врачей и других лиц из числа медицинского персонала в якобы неправильном лечении, которое, по мнению истцов, находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями.

При этом истцы указывают на наличие дефектов медицинской помощи и скрывают факты своего неправильного отношения к себе, своим близким, к болезни и назначениям врача.

Руководители медицинских учреждений и органы управления здравоохранением при получении жалоб граждан или сообщения о ненадлежащем оказании медицинской помощи назначают служебное (ведомственное) расследование случаев неблагоприятных исходов медицинской помощи. Оно проводится до поступления сигнала в правоохранительные органы.

Однако, несмотря на то что служебная (ведомственная) проверка обязательна, не во всех случаях она проводится членами ведомственной комиссии, которые, являясь высококвалифицированными специалистами, выделяются для проверки обоснованности жалобы.

Наиболее часто причинами ненадлежащего оказания медицинской помощи, по поводу которой поступали жалобы, были неоказание медицинской помощи или необоснованная ее задержка, что иногда являлось фактором, способствовавшим наступлению осложнения или даже смерти больного, а также различные дефекты медицинской помощи.

Методика проведения ведомственного контроля качества оказания медицинской помощи и выявления профессиональных правонарушений медицинских работников заключается в следующих действиях членов ведомственной комиссии:

  1. Знакомство с исходными документами (жалобами, письмами, объяснительными записками).
  2. Составление плана работы: выявление необходимых для проверки медицинских документов; определение вопросов, способствующих разрешению жалобы; установление целесообразности дополнительного обследования больного.
  3. Беседы с лечащим врачом и другим медицинским персоналом. При необходимости – привлечение специалистов для решения конкретных специальных вопросов (ответы целесообразно оформлять в виде объяснительной записки на имя главного врача).
  4. Изучение и изложение основных положений медицинских документов, назначение при необходимости дополнительных исследований.
  5. Работа над заключением с обоснованием ответов на поставленные вопросы и оформление акта ведомственной проверки.
  6. Составление предложений: проектов распоряжения или приказа, если есть такая необходимость; проведение клинической или клинико-анатомической конференции, протокол которой прилагается к акту ведомственной проверки.

Текст ведомственного документа, составляемого по результатам проверки (заключения), должен излагаться, по возможности, просто, доступно, языком, понятным для лиц, не имеющих медицинского образования. Важно, чтобы заключение комиссии было научно обосновано, формулировка понятна, однозначна, находилась бы в пределах компетенции не только медика, но и юриста.

Не должны употребляться слова и понятия, имеющие юридический смысл: «вина», «ошибка», «неосторожное действие», «халатность», «небрежность», «несчастный случай».

Исключительно важен вопрос об определении прямой причинной связи между допущенными (в случае их обнаружения) недостатками в работе медицинского персонала и наступившими последствиями. Указывают причину допущенного дефекта: отсутствие опыта, недостаточное знание специальной литературы, необходимость более углубленного изучения какого-либо документа или материала и пр.

Специалисты, привлекаемые к работе в комиссиях, должны стремиться к тому, чтобы их заключение, которое, возможно, ляжет в основу приказа по медицинской организации или Минздрава России, послужило дальнейшему совершенствованию медицинского обслуживания населения.

Помимо (служебной) ведомственной проверки, проводится досудебная экспертиза качества медицинской помощи страховыми организациями. Как уже отмечалось, наиболее распространенной в настоящее время является медицинская экспертиза в системе ОМС, целью которой является оценка объема и качества медицинской услуги на любых этапах ее оказания.

При расследовании дел, связанных с профессиональными правонарушениями медицинских работников, целесообразно привлекать их к уголовной ответственности, когда исчерпаны или не могут иметь место другие возможности решения конфликта сторон.

Дефект действий медицинского работника может возникнуть в процессе любого медицинского вмешательства, т. е. любого обследования или иного действия, имеющего диагностическую, лечебную, профилактическую или реабилитационную направленность, выполняемого врачом или медицинским работником со средним образованием.

Ежегодно в России судами рассматривается до 1 000 исков по случаям причинения вреда здоровью в процессе лечения. Это значительно меньше, чем в США, что свидетельствует о том, что граждане России по разным причинам не обращаются с исковыми требованиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)