Понятие и сущность прокурорского надзора

Под прокурорским надзором понимается осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст.2 Закона о прокуратуре), осуществляемая посредством выявления и своевременного устранения нарушений закона, привлечения виновных к установленной законом ответственности

При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ч.2 ст. 26 Закона о прокуратуре), надзирают за соблюдением Конституции Российской Федерации и за исполнением российских законов.

Прокурорский надзор не распространяется на граждан, как, например, это было по Положению о прокурорском надзоре от 24.05.1955г. и Законом о прокуратуре СССР 1979 г.

В то же время при обнаружении в действиях граждан признаков преступления, прокурор может и должен вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации (ст.1 Закона о прокуратуре). Это законодательное установление является главным отличием прокурорского надзора от иных видов контроля, именуемых в некоторых случаях надзором, и осуществляемых такими государственными органами, как Роспотребнадзор, ветеринарный, пожарный надзор и др.3.

В отличие от контрольно-надзорной деятельности таких государственных органов, прокурорский надзор за исполнением законов имеет самые широкие границы его осуществления и распространяется на все урегулированные ими сферы жизни, в том числе, и на законность
деятельности контролирующих органов и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры.

Предоставленные законом полномочия позволяют прокурорам обязывать от имени государства поднадзорный орган или должностное лицо восстановить нарушенную законность, принять меры к предотвращению нарушений законов в дальнейшем, потребовать привлечения виновных к ответственности.

Таким образом, прокуроры обладают прокурорско-надзорной властью. Такой вывод опирается на прочную конституционную основу, заложенную Законом РФ от 5 февраля 2014 г. «О поправке к Конституции Российской Федерации о Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Обладание особой разновидностью властных правоотношений предполагает выдвижение прокурором конкретных требований об устранении нарушений закона, совершения поднадзорным органом или должностным лицом определенных действий по восстановлению нарушенных законных прав и интересов граждан либо воздержаться от определенного действия, которые могут повлечь нарушения закона.

В случае несогласия поднадзорным органом или должностным лицом с выдвинутыми требованиями, прокурор вправе обратиться в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Умышленное невыполнение поднадзорным органом либо должностным лицом требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет административную ответственность в соответствии со ст.17.7 КоАП РФ.

Наиболее полно проявляются властно-распорядительные полномочия прокурора во время осуществления надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскными органами, органами, исполняющими наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Например, в соответствие со ст.33 Закона о прокуратуре РФ прокурор вправе:

1) посещать в любое время места содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исправительные и иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами;

4) требовать объяснения от должностных лиц и создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений;

5) вносить протесты и представления, возбуждать производство об административных правонарушениях, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Согласно ст.34 Закона о прокуратуре РФ постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)