Полномочия прокурора при осуществлении функций по защите прав и свобод человека и гражданина

Согласно ст.27 Закона о прокуратуре РФ прокурор при осуществлении возложенных на него функций: 

– рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

– разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

– используя полномочия, предусмотренные ст.22 Закона о прокуратуре РФ, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

– пресекает факты незаконного применения к гражданам административного задержания;

– оценивает правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных прокуроров;

– обеспечивает профилактическую направленность прокурорского надзора. В этих целях систематически проверяет исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления.

В профилактических целях использует материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Средства прокурорского реагирования на выявленные правонарушения. В ст. 28 Закона о прокуратуре РФ достаточно кратко изложены меры прокурорского реагирования в данной сфере прокурорской деятельности.

В частности, указано, что прокурор или его заместитель приносит
протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, прокурор или заместитель вправе внести
представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст. ст. 23 и 24 Закона о прокуратуре РФ.

Однако на практике возможны и более серьезные нарушения прав и свобод человека и гражданина, требующие более серьезных актов прокурорского реагирования.

Например, в случае выявления нарушения прав и свобод человека и гражданина имеющего характер преступления, прокурор обязан провести проверку и вынести мотивированное постановление о
направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства и принять все меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом (п.4 ст.140 УПК РФ введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ).

Особенно внимательно прокурору надлежит рассматривать сообщения о нарушениях прав и свобод в отношении лиц, находящихся в зависимом состоянии или по иным причинам не способных самостоятельно воспользоваться принадлежащими правами (преклонный возраст, состояние недееспособности, болезнь потерпевшего и т.п.)

Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор своим постановлением имеет право возбуждения производства об административном правонарушении или незамедлительной передачи сообщение о правонарушении и материалов проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Может сложиться и такое положение, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, в порядке гражданского судопроизводства, свои права и свободы, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В этих случаях прокурор имеет право предъявляет и поддерживать в суде общей юрисдикции или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Из изложенного следует, что объекты надзора и полномочия прокурора как по обще-надзорной деятельности, так и при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, практически одинаковы и прокурор, при осуществлении надзора в первом и втором
случае пользуется правами в сфере надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина всегда были приоритетными направлениями в деятельности прокуратуры.

Среди основных нормативных актов, регулирующих указанное направление, являются приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 г. №195 «Об ор-ганизации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»;

указание МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 3, 10 ноября 1998 г. №№ 3,76/7 «О неотложных мерах
по устранению нарушений законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» и Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан»,

«Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями: указание Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2002 г. № 74/40»2 Для конкретизации основных направлений взаимодействия прокуроров и уполномоченных по правам
человека в ряде субъектов Федерации заключены соответствующие соглашения.

Например, в ноябре 2001 г. подписан документ «О формах взаимодействия прокуратуры Пермской области и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан».

В целях совершенствования порядка рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации заявлений, обращений и жалоб граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, а также приема граждан, Генеральной прокуратурой постоянно обновляются.

Например, вместо утратившего силу Приказа Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» издана новая «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ», утвержденная Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200».

Согласно данной Инструкции ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.

В ней прямо указывается, что прокурорский работник обязан подчинить работу по рассмотрению и разрешению жалоб и заявителей граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, реальному обеспечению охраны прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка, поставив дело таким образом, чтобы каждое обращение получило объективное и окончательное разрешение.

В то же время положения п.2 ст.26 Закона о прокуратуре РФ устанавливают, что органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)