Объект и предмет прокурорского надзора

Несмотря на принимаемые меры в учреждениях пенитенциарной системы Российской Федерации по-прежнему высокая социально-психологическая напряженность, ненадлежащее материально-бытовое и санитарно-медицинское обеспечение содержащихся под стражей лиц, нередко сопровождающееся постоянными и массовыми нарушениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.

Условия содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы, не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства.

Процветают произвол и грубость со стороны сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов, вступление их в запрещенные связи с осужденными и заключенными. Не обеспечивается элементарное право осужденных на личную безопасность.

Поэтому, с учетом специфики задач, объектов и предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора, надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, в соответствии со ст.1 Закона о прокуратуре отнесен также к одному из основных направлений деятельности прокуратуры и является самостоятельной отраслью прокурорского надзора.

Объектами прокурорского надзора являются учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания. К предмету прокурорского надзора в данном направлении отнесены:

– законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

– соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

– законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Уголовные наказания в Российской Федерации исполняют учреждения и органы Министерства России (Минюст России) и командование частей и подразделений Министерства обороны России (Минобороны России).

Федеральная служба исполнения наказаний в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» является структурным подразделением Минюста России.

В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений

(в ред. Указа Президента РФ от 30.03.2012 № 351)

сформировалась в следующую организационную структуру: органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России (центральный аппарат ФСИН, территориальные органы управления ФСИН и непосредственно учреждения и органы, исполняющие наказания (колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов (в том числе для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы), воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, тюрьмы, следственные изоляторы, где могут отбывать наказание отдельных категории осужденных, так и в качестве структурного элемента уголовно-исполнительной системы, и система уголовно- исполнительных инспекций).

Кроме того, в состав ФСИН входит большое число учреждений, организаций, учебных заведений, научно-исследовательских центров, лечебно-оздоровительных баз и других структур, призванных осуществлять функции уголовно-исполнительной системы.

 Все эти учреждения и органы и составляют в своей совокупности уголовно-исполнительную систему, которая исполняет наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы (в том числе пожизненного), смертной казни. На нее же возложен и контроль за условно осужденными. 

Согласно ст.16 УИК РФ наказание исполняется:

– в виде штрафа – судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного;

– в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.

Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;

– в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – судом, вынесшим приговор.

Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Фе-
дерации;

– в виде обязательных работ – уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного; -в виде исправительных работ – уголовно-исполнительной инспекцией;

– в виде ограничения свободы – исправительным центром;

– в виде ареста – арестным домом;

– в виде лишения свободы – колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, ранее не отбывавших лишение свободы и которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего
режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;

– в виде пожизненного лишения свободы – исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы;

– в виде смертной казни – учреждениями уголовно-исполнительной системы;

– в отношении военнослужащих: содержание в дисциплинарной воинской части – специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест – командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе – командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее – командование воинских частей).

В соответствии со ст.ст.149-171 УИК РФ Министерство обороны России исполняет в отношении осужденных военнослужащих наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.

Командование воинских частей, где проходят службу военнослужащие, осужденные условно, осуществляет за ними контроль.

К объектам прокурорского надзора в данном направлении, помимо указанных выше, относятся:

1) психиатрические стационары органов здравоохранения Уголовно-процессуальный закон РФ определяет виды принудительных мер медицинского характера (ПММХ), которые могут быть применены к лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости, а также к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.

Согласно ч.1 ст.99 УК РФ судом может назначаться:
а) принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;

б) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа;

в) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа;

г) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе к лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (п. «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ), суд наряду с наказанием может назначить, принудительную меру медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра относится к категории наименее жестких видов принудительных мер медицинского характера.

Этот вид принудительного лечения назначается в случаях, когда лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (ст. 100 УК РФ).

В основном амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

При этом судом учитываются: характер и степень психического расстройства лица, общественная опасность деяния, реальная возможность в конкретном регионе обеспечить амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре – это более жесткий в сравнении с амбулаторным принудительным наблюдением и лечением у психиатра вид принудительных мер медицинского характера.

Законом предусмотрено принудительное лечение в психиатрическом стационаре: общего типа; специализированного типа; специализированного типа с интенсивным наблюдением. Под психиатрическим стационаром понимается любое медицинское учреждение, оказывающее стационарную психиатрическую помощь (клиника, центр, больница, институт и др.);

2) специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа Уголовный кодекс РФ предусматривает освобождение несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, от наказания с помещением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 № 111-ФЗ, от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст.92 УК РФ пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении.

Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры.

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

До внесения изменений в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным государственным органам (специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием) относились: специальные общеобразовательные школы закрытого типа; специальные профессиональные училища закрытого типа, специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

В настоящее время в связи с изменениями, внесенным в названный выше закон Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ, существуют специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа всоответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;

2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями 1,2 статьи 20 УК РФ, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли
в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном ч.2 ст.92 УК РФ.

3) изоляторы временного содержания подозреваемых в совершении преступления и обвиняемых (ИВС).

Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно ст.9 указанного Закона, местом содержания под стражей задержанного по подозрению в совершении преступления является изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ИВС).

Основания, порядок приема в ИВС, правила содержания в нем регулируются Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 18.10.2012)
«Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»

Кроме указанного изолятора, к местам временного содержания задержанных по подозрению в совершении преступления, относятся изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск
федеральной службы безопасности, а в некоторых случаях, предусмотренных Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться и учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде ли-
шения свободы и гауптвахты.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законом капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Согласно ст.32 Закона о прокуратуре в РФ в предмет прокурорского надзора в обобщенном виде входит:
1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) акты администрации, регулирующие порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях и при исполнении наказаний;

3) действия (бездействие) администрации по соблюдению порядка и условий содержания и по обеспечению прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных, а также лиц, к которым применены принудительного лечения и воспитания.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)