Понятие и содержание концепции прав человека

Необходимо отметить, что настоящая работа ориентирована именно на концепцию прав человека, представления о правах личности. Обращение непосредственно к юридической проблематике, к правовым нормам также имеет место, но преимущественно как рассмотрение одного из аспектов проявления данного феномена.

Концепция – это учение, включающее в себя не только правовые феномены, но также и другие аспекты социальной действительности, а именно религию, философию, этические представления, культуру в целом.

Именно в силу того, что концепция прав человека представляет собой многогранный феномен, характер которого не только правовой, но и социальный, обусловленный нравственными представлениями общества, религиозными воззрениями, культурой, идеи и представления о правах личности остаются неоднозначным, спекулятивным вопросом.

Необходимо разграничивать нормы права о правах человека и доктрину, концепцию, идеи о правах и свободах личности. Часто эти явления смешиваются, умышленно либо неосознанно, что также может усложнить восприятие и оценку проблемы.

Концепция прав человека складывалась как реакция на потребности общественной жизни, необходимость уважения прав и свобод личности, для этико-политической реализации человека в сообществе представления о правах человека, по сути, явились «выражением исторически конкретных, реальных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их снятия.

Только при этих условиях возможно было как появление самого понятия “права личности” (или “права человека”), так и сохранение актуальности его трактовки в дальнейшем».

Характерной особенностью современных теорий демократии является четкий акцент, который делается на проблемах развития личности и реализации прав человека. Четкое и ясное установление прав личности в ее отношении с государством и ограничение прав государства по отношению к личности и составляет наиболее существенную и значительную характеристику идеала правовой государственности, выработанного европейской цивилизацией.

Человек не может существовать и развиваться без социальных притязаний на определенный набор благ (материальных и духовных). «Эти притязания и выступают как права человека, являющиеся его “естественными”, “прирожденными” свойствами».

В этом и заключается один из основных тезисов концепции прав человека. Идея о том, что личность в силу своего рождения и человеческой природы обладает неотчуждаемыми правами и свободами, является краеугольным камнем идеи прав человека.

Однако концепция прав человека, преломляясь через призму конкретного общества, детерминируется характером экономического и политического строя, отношением социальных сил и уровнем культуры общества. В условиях определенной государственно-правовой организации общества эти притязания находят различное нормативное выражение в законодательстве.

Интересно
Концепция прав человека – это продукт определенного исторического периода западной культуры и философии, эпохи Просвещения. Становление и развитие представлений о правах человека явилось следствием развития самосознания индивидов, социально-экономического прогресса общества и расширением политических свобод, которые были необходимы личности для осуществления своей роли в общественной жизни.

Существующие права и свободы – это отражение «исторического процесса эмансипации» человека, степень свободы, завоеванной человеком, и его место в государственном устройстве общества.

В настоящее время, в период глобализации и всеобщего мирового сотрудничества, концепция прав человека претендует на универсальное понимание, признание и применение во всем мире. Однако признание за правами человека универсальности требует строгого научного обоснования понятия и содержания данной категории, нахождения универсальных принципов, применимых ко всем культурно-национальным сообществам.

Данная область права весьма многоплановое явление. Генезис и становление концепции прав человека происходили наравне с развитием человека, и в какой-то мере права человека являются мерилом развития нравственного и интеллектуального облика человека.

Это явление не ограничивается в своем содержании только лишь юридическими элементами, но состоит также из религиозных, моральных, культурных и философских составляющих, каждая из которых приобретает более веское значение «в зависимости от социальной позиции классов, заинтересованных в обосновании сложившихся в обществе прав и обязанностей человека».

Права человека неразрывно связаны с самим человеком, и это явление соотносится со всем, что касается индивида. Ограничителем здесь выступает лишь социум, т.е. сфера прав человека распространяется на общественного индивида, на личность в обществе, на степень возможности осуществления человеком своих интересов.

Права человека очень близко соприкасаются с моральными и культурными достижениями человечества, в то же время на современном этапе не являются таковыми (нравственными, моральными нормами).

Концепция прав личности воплощает идеалы человечества, такие как свобода, равенство, справедливость, милосердие, гуманизм. Нравственность является одним из аспектов, с помощью которого можно определить права и свободы человека, закрепление прав человека в законодательных актах отражает принципы и нормы, общественные устои, определяющие порядок общественной жизни.

Но с развитием общества многие отношения, которые ранее регулировались религией и моралью, не способны дальше обеспечиваться столь слабыми инструментами. Они остаются и занимают свое место в системе общественных отношений, однако такие явления, как достоинство, свобода совести, мысли, равенство вне зависимости от пола, расы, национальности и других обстоятельств, а также другие основные права и свободы нуждаются в более основательном обеспечении.

Таким средством выступают юридически оформленные нормы о правах личности, поддерживаемые и охраняемые государственным принуждением. В истории существовали случаи, когда гражданам предоставлялись те права, какие считало нужным предоставить государство.

В связи с этим вряд ли можно согласиться с такой формулировкой: «Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основные права и свободы оно не может».

Ограничиваясь примером истории нашего государства, мы видим, что фактически Советский Союз признавал концепцию прав и свобод личности, что подтверждается не только подписанием международных актов в сфере прав человека, но и активным участием государства в разработке таких основополагающих документов о правах человека, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, международные пакты.

Однако внутри самого государства не только такие основные права, как свобода совести, достоинство личности, но и право частной собственности, и право на наследование были на какое-то время отменены государством.

Таким образом, представления о правах человека для своего реального воплощения в жизнь должны быть нормативно выражены и закреплены. Норма права же становится эффективной лишь тогда, когда для ее реализации возникают действительно социально необходимые основания, когда норма гармонично вытекает из концепции прав человека, сформировавшейся в данном сообществе.

Интересно
Основой развития концепции прав человека служат такие неюридические институты, как религия, мораль и традиции. В том или ином виде представления о правах человека остаются в различных государственных режимах, более того, концепция о правах личности развивается.

Следовательно, логично предположить, что концепция прав человека – явление не сугубо юридическое, но также культурное, традиционное, религиозное. Так, А. Тэргел отмечает: «…Современное изучение прав человека не должно главным образом рассматриваться как развитие прав человека в рамках социальных, политических, экономических и правовых сферах, но скорее как развитие в сферах культурных и религиозных».

Концепция прав человека многие свои положения переняла из религии, причем религии христиан. Концепция прав человека зародилась и развивалась в западном обществе, где подавляющее большинство населения исповедует христианскую религию.

Христианство является источником современных представлений о правах человека, несмотря на то, что во многих нормах о правах личности невозможно усмотреть ничего религиозного.

Нормы призваны решать определенный круг назревших вопросов. Если же мы обратимся к концепции прав человека, то увидим явное влияние христианства на становление и развитие основных положений концепции.

Основополагающий принцип концепции прав человека состоит в презюмировании достоинства человеческой личности. Христианство представляет человека как часть Бога, а следовательно, человек обладает достоинством в силу своего богоподобия.

Концепция прав человека индивидуалистична, большинство прав и свобод ориентированы на отдельную личность. В христианстве каждый человек на божий суд предстает в одиночестве, ответственность за свои грехи несет сам. Из христианского восприятия человека, концепции личности происходят представления и идеи о правах и свободах человека.

Кроме того, при рассмотрении концепции прав человека нельзя оставить без внимания соотношение религии и права в силу того, что «свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны.

Мировые религии – иудаизм, христианство, буддизм, ислам – оказали большое влияние не только на духовную, нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем». Каноны христианской религии, безусловно, оказали огромное влияние на жизнь человека, на формирование ценностей и норм жизни, продолжают оказывать влияние и по сегодняшний день.

«В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы».

Концепция прав человека близко соприкасается не только с религиозными учениями, но также и с этическими, моральными представлениями. Безусловно, право вообще и мораль – различные феномены общественной жизни. Многие нормы права далеки от моральной оценки, нравственного содержания.

Нормы о правах и свободах личности, как и нормы права в иных отраслевых сферах права, не являются моральными и нравственными нормами, как утверждают некоторые авторы.

Интересно
Невозможно согласиться с утверждением, что права человека являются универсальными моральными правами, которые в равной степени принадлежат любому человеческому существу. Эти права отличны от юридических прав гражданина, которые признаются и законодательно защищаются государством.

При этом концепция прав человека и нормы в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности представляют собой отрасль юриспруденции, наиболее тесно соприкасающуюся с нравственными представлениями общества.

При такой очевидной близости прав человека к таким феноменам, как религия и мораль, существует необходимость определения того, в чем будут выражаться различия между этими феноменами и правами человека. Если права человека не будут отражаться и формулироваться в нормативных документах и декларациях, то как их можно будет отличить от неюридических механизмов и средств, которые тем или иным образом влияют на положение человека в обществе?

Для ответа на эти многочисленные вопросы необходимо определить, является ли концепция прав человека в том виде, в каком мы имеем ее на сегодняшний день, универсальной концепцией.

Необходимо изучение различных культурных традиций и проблематики прав человека в различных правовых системах, выявление и анализ степени и содержания идей о правах личности в странах разных правовых семей.

Также существует необходимость нахождения «действительно человеческого как общей основы для универсальной этики, применимой ко всем религиям». В любом случае права человека предполагают поддерживаемый всеми культурами минимум ценностей применительно к важнейшим параметрам положения человека в обществе.

Представление концепции прав и свобод личности в качестве универсальной ценности влечет за собой утверждение о существовании перечня естественных прав и свобод человека, применимых в любом обществе вне зависимости от культурного своеобразия.

На практике, как это мы увидим ниже в сравнении различных правовых систем, такого перечня не существует. Перед доктриной прав человека в качестве универсальной концепции стоит задача не просто отразить все многообразие ценностей, которые существуют в различных культурных и религиозных традициях, но создать некий синтез, на основе которого будет возможно объединение мирового сообщества для совместного сотрудничества.

На сегодняшний момент концепция прав человека не является универсальной, она явилась отражением политико-социального и культурного развития западного общества.

Признание же за нормой права универсального характера в любой сфере права, в т.ч. и в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности, вообще выглядит абсурдным.
Права и свободы человека во многом зависят от уровня развития общества.

Права человека, их обеспечение и гарантии, актуальные для одного общественно-культурного образования, могут быть чужды для другого общества. Интересы и потребности людей в значительной мере определяются условиями их существования.

«Существующая в массовом сознании иерархия конституционных прав и свобод в целом обратно пропорциональна степени удовлетворенности населения уровнем их реализации. Чем меньше удовлетворена та или иная конкретная потребность, тем большее значение приобретает право, которое гарантирует ее удовлетворение». Не только объем и степень обеспечения правами человека различаются в различных правовых системах, но и характер этого правового феномена различен в отдельных обществах.

Перечень охватываемых доктриной «права человека» вопросов и проблем поистине обширен. Права человека обеспечивают не только духовные ценности человека, поддерживают достоинство человека и физические параметры.

Предполагается наличие минимального стандарта материальных благ и условий для человеческого существования. Неудовлетворение человеком базовых потребностей, таких как обеспечение жилищем, одеждой, пищей, может вести к подрыву человеческого достоинства. Эти проблемы и призвана разрешить концепция прав человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)