Понятие и общие черты классической немецкой социологии

На рубеже ХIХ–ХХ вв. появились новые, крайне важные социологические концепции, которые привели к профессионализации и институционализации социологии, выходу ее на принципиально иной уровень теоретического развития. Значительную роль в данном процессе сыграло творчество крупнейших немецких социологов этого периода Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера.

Несмотря на значительные различия между их концепциями, есть и немало общего,  того, что позволяет рассматривать идеи названных авторов в рамках единого направления – классической немецкой социологии.

В этом названии видна явная аналогия с немецкой классической философией, представленной именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. То, что сотворили «великие немцы» в конце ХVIII – первой половине ХIХ в. для философской науки, может быть, не в той степени, но было воспроизведено (по уровню и силе воздействия) в социологической науке почти на столетие позднее.

Но здесь необходимо учитывать, что при всем интеллектуальном влиянии классической немецкой философии, да и не только ее, а в целом философской науки на «остальных» социальных мыслителей, она встречала с их стороны определенное, порой сильное идейное
сопротивление. Среди «сопротивляющихся» в первых рядах находились сторонники зарождающейся науки социологии.

Далеко не все философские концепции принимались социологами. И уж, конечно, встречало резкое неприятие со стороны последних негативное в своей основе отношение
философов к социологической науке. Не следует забывать о том, что в университетах Германии преподавание всех социальных наук сосредоточивалось на кафедрах философии и было целиком под контролем представителей этой дисциплины.

Сразу после революции 1848 г. наметившийся консервативный поворот в философии Германии оказался направленным против специальной науки об обществе. Ее развитие считалось вредным и недопустимым, поскольку она могла выступить с критикой прусской государственной идеи, содержащей в себе призыв к национальному объединению в рамках Германской империи.

Поэтому, даже несмотря на то, что становящаяся на ноги немецкая социология была тесно связана с философскими концепциями и являлась в основе своей  теоретико-методологической, а не эмпирической дисциплиной, она воспринималась консервативной социальной наукой как «инородное тело».

Реакция его отторжения была, пожалуй, наиболее типичной для немецких университетов. В этих условиях утверждение немецкой социологии в качестве самостоятельной и автономной науки, ее институционализация проходили достаточно сложно и длительно.

Соединяя в одно целое творчество Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера, необходимо понимать определенную условность такого единства. Внутри этой великой «троицы», вероятно, имеет смысл выделить специально создателей формальной социологии Ф. Тённиса и Г. Зиммеля (М. Вебер также тяготел к ней, но не столь явно).

Что это такое – формальная социология? Ее сторонники придавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. Они стремились рассматривать социальные процессы и отношения в рамках многообразных и детальных классификаций социальных форм, «укладывая», «упаковывая» в них самые различные общественные структуры, действия и тенденции.

Итак, мы назвали две общие черты классической немецкой социологии, представленные в творчестве Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера. Это ее  теоретико-методологическая нацеленность на постановку и изучение широких социальных проблем и «формальный» характер. И та, и другая черта далее будут конкретно раскрываться на материалах, характеризующих творчество все трех социологов.

Помимо сказанного, следует отметить, что классическая немецкая социология была антипозитивистской по своей направленности и содержанию (исключая, пожалуй, творчество Ф. Тенниса, который следовал ряду требований и принципов позитивизма и, что уж совершенно точно, не подвергал его «остракизму»).

Ближе к концу ХIХ в. в адрес позитивистской социологии стало раздаваться все больше критических замечаний в связи с тем, что в теоретических исследованиях ее представителей игнорировались особенности социальных явлений и процессов.  Наиболее сильная реакция на «засилье» позитивизма, рассматривавшего их как часть природы, последовала со стороны немецких социологов. В их концепциях общество как объект исследования и, в особенности, человек четко противопоставлялись природе.

Конечно, в антипозитивистской направленности немецкой социологии значительную роль сыграли гносеологические традиции немецкой философии – как классической, так и неокантианской.

Наиболее видные представители философии в конце ХIХ в. В. Дильтей, Г. Риккерт, В. Виндельбанд, под сильным влиянием идей которых находись немецкие «классические» социологи, вообще ставили под сомнение существование и необходимость социологии как науки – на том основании, что известная им ее позитивистская разновидность претендовала на роль обобщения исторического процесса развития общества и человека. По их мнению, ни  человек, ни общество не могут быть поняты и осмыслены через их включение в природный мир на правах его части.

Несмотря на теоретико-методологическую ориентированность классической немецкой социологии, она оказалась серьезной основой для возникновения и развития эмпирической социологии в ХХ в. Более того, Тённис и Вебер сами были участниками эмпирических исследований. В этом – также общая черта, присущая немецкой классической социологии.

Еще одна свойственная ей и достаточно типичная характеристикаакцент на исследовании социального действия и взаимодействия (особенно это было присуще Зиммелю и Веберу), которые по существу превратились в основную «клеточку» при изучении общества и человека. Многочисленные классификации и типологии, главная среди которых – выделение четырех типов социального действия Вебером, сыграли заметную роль не только в концепциях самих немецких «классиков», но и в последующем развитии социологической науки.

Завершая рассмотрение общих черт, присущих классической немецкой социологии, нельзя не отметить подлинной энциклопедичности ее наиболее выдающихся представителей, их чрезвычайно широких научных интересов и глубокого следа, который они оставили как в социологии, так и в смежных общественных и социально гуманитарных науках (исторической, экономической, правовой, религиоведческой, философской и др.).

Благодаря их усилиям социология в Германии сделала решающие шаги в направлении институционализации, широкого общественного (государственного) признания и превращения в одну из наиболее значимых форм социальной деятельности.

Научные труды и практическая работа Тенниса, Зиммеля, Вебера пробудили громадный интерес к социологии, способствовали формированию социальной потребности в  ее развитии и в дальнейшем – высокой общественной оценке их деятельности.

Один лишь, казалось бы, незначительный факт, но он представляется в высшей степени важным. В Мюнхене, где прошли последние годы жизни и работы в университете Вебера, одна из центральных площадей и станций метро названа его именем.

Нам неизвестен другой такой же случай, связанный с данью памяти какого-либо социолога (исключая Маркса в бывших странах социализма, где возводились памятники, назывались его именем центральные улицы и площади городов; но в данном случае речь шла о нем не как о социологе, а как об основателе коммунистической идеологии).

Тем значимее приведенный факт, который, среди многих других, свидетельствует о том, что классической немецкой социологии, ее наиболее выдающимся представителям удалось реализовать поставленные задачи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)