Политические права человека и гражданина

Политические права и свободы личности следует рассматривать как обеспеченную государством посредством нормативного закрепления возможность участия человека в общественно-политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

Право на свободу мысли и слова означает свободу идей, мнений, убеждений и способности их беспрепятственного гласного выражения, не нарушающие права и репутацию других лиц, а также не создающих угрозы государственной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения.

На государство возлагается обязанность обеспечить соблюдение этих положений, не допускать каких-либо ограничений в отношении личности, прежде всего самим государством, а также со стороны любой партии, общественной организации или отдельных граждан.

Государство обеспечивает свободу деятельности средств массовой информации и запрещает цензуру. Однако в целях обеспечения сохранения государственной тайны оно устанавливает ограничения на действия с информацией.

Интересно
Право на объединения есть основанное на принципах добровольности, равноправия, законности и гласности право граждан на участие в общественной и политической жизни страны посредством создания различного рода общественных объединений.

Государство призвано не допускать факты вмешательства государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательства общественных объединений в деятельность государства, его органов и должностных лиц.

Государство, сохраняя паритет интересов, не вправе оказывать финансовую помощь политическим партиям и общественным объединениям, за исключением случаев финансирования избирательных кампаний.

Правовой основой обеспечения права на объединения, помимо Конституции РФ, являются Федеральный закон от 19 мая 1995 г. (с изм. и доп. от 31.01.2016 № 7-ФЗ) «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. (с изм. от 31.01.2016 № 7-ФЗ) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.

Заметим, что данному праву свойственна одна особенность. По общему правилу правом на объединение обладают российские граждане, иностранцы и лица без гражданства.

Однако право на создание политических партий и участие в их деятельности имеют только граждане России, что определено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 № 438-ФЗ, № 466-ФЗ, с изм. и доп., от 10.01.2016) «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и Законом РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование есть выражение воли граждан на мирные мероприятия и встречи в целях публичного изъявления своих требований и интересов.

Обеспечение этого права выступает необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества. Государство на основе «выработанных средств, приемов и способов, с одной стороны, обеспечивает свободу проведения массовых публичных мероприятий как способ демонстрации своей воли, с другой стороны – не допускает подрыва правовых устоев общества, посягательства на стабильные, оправдавшие себя принципы развития и человеческого общежития».

Правовую основу обеспечения данного права граждан составляют:

  • Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 20), подчеркивающая, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21), где признается право на мирные собрания, непосредственно действующая Конституция РФ;
  • Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, представляет собой право работников на защиту своих нарушенных прав и законных интересов на основании и в порядке, установленном в законодательстве. Как отмечается в литературе, это право не имеет аналогов в международных актах.

Государство обеспечивает реализацию права на индивидуальные и коллективные трудовые споры посредством судебного рассмотрения. Так, порядок разрешения индивидуальных коллективных трудовых споров определен Трудовым кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ и федеральным законодательством, а также комиссиями по трудовым спорам.

Кроме того, в целях обеспечения прав и свобод граждан в Российской Федерации государство не только признает забастовку как форму разрешения спора трудового характера, выражающуюся во временном отказе от выполнения трудовых обязательств, но и принимает здесь активное участие.

Наиболее ярко это выражается в регламентации права на забастовку, обеспечении безопасности как активных ее участников, так и других граждан, а также пресечении действий лиц, препятствующих осуществлению законных интересов человека.

В этих целях привлекаются сотрудники органов внутренних дел, они сопровождают бастующих, в необходимых случаях проводят оцепление территорий, где проводятся публичные мероприятия, временно приостанавливают движение на определенных участках улиц, организуют другие, сопряженные с этим, мероприятия.

Право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным, участвовать в референдуме означает право граждан избирать и быть избранными на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Принципы избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации определены действующим законодательством.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется в двух формах:

  • непосредственно, т.е. путем изъявления своей воли на выборах, на референдуме, а также личного участия в деятельности органов власти;
  • через своих представителей (например, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации и других представительных органов).

Участие в управлении делами государства, как и многие иные основные права, не могут быть реализованы без активной позиции каждого гражданина. Но они не могут быть осуществлены и без активной роли государства, его органов и должностных лиц. Именно государство несет обязанность и ответственность за организацию и проведение выборов и референдумов.

Право на обращение рассматривается не только как возможность граждан обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления, но и как способ восстановления нарушенного права.

Значение этого права состоит в возможности для граждан воздействовать на сформированные при их участии государственные органы и органы местного самоуправления.

Содержание обращения не регламентируется, поэтому в нем могут содержаться как общие государственные проблемы, так и проблемы личные.

Интересно
Государство в целях совершенствования форм народной демократии, оперативного разрешения конфликтов между органами власти и гражданами должно способствовать проведению прогрессивных преобразований в обществе. Этому как раз и должно служить право граждан на обращение.

В действительности сегодня еще не исключены факты равнодушия чиновников, бюрократизма в деятельности органов власти всех уровней, поэтому не всегда обращения граждан бывают услышанными.

В связи с этим деятельность государства должна быть направлена не только на обеспечение автономии, самоопределения личности, но и на активное включение его граждан в общественно-политическую жизнь страны, в управление ее делами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)