Показатели качества товаров

Свойство продукции, группа свойств и качество в целом могут быть выражены количественной величиной.

Показатель качества — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Показатели качества классифицируют по следующим признакам (см. рисунок):

  • по количеству характеризуемых свойств;
  • характеризуемым свойствам;
  • способу выражения;
  • методу определения;
  • применению для оценки уровня качества;
  • стадии определения.

По количеству характеризуемых свойств показатели качества бывают единичные и комплексные. Единичный показатель качества характеризует одно простое свойство. Он относится к единице продукции.

Например, водородный показатель рН средств для мытья головы является единичным показателем качества, так как он определяет одно простое свойство однородной группы продукции. Прочность крепления подошвы обуви, запах духов, кислотность масла также являются единичными показателями качества.

Если показатель качества характеризует несколько свойств продукции, то его называют комплексным. Комплексный показатель может характеризовать совместно несколько простых свойств или одно сложное свойство, состоящее из нескольких простых.

Если комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым оценивают качество, то такой показатель называется обобщенным показателем качества.

Показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать ее качество, называется определяющим показателем качества продукции. Частным случаем комплексного показателя качества является интегральный показатель.

Интегральный показатель качества — это показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее приобретение и эксплуатацию или потребление.

Интегральный показатель качества вычисляют по формуле

И = Э / (ЗС + ЗЭ ),
где Э — суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции;
ЗС — суммарные затраты на приобретение продукции;
ЗЭ — суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонты и другие текущие затраты).

Приведенная формула справедлива для продукции, срок службы которой не превышает одного года. В этом случае единовременные и текущие затраты просто суммируются.
Для продукции, срок службы которой превышает один год, единовременные затраты ЗС должны быть приведены к последнему году срока службы продукции с использованием нормативного коэффициента, учитывающего самоокупаемость продукции.

Например, интегральный показатель качества стиральной машины выражается количеством выстиранного белья в килограммах за весь период службы машины к стоимости машины и затратам на установку, ремонт и коммунальные выплаты (за воду, электроэнергию). Эта величина соотносится с количеством лет, отработанных стиральной машиной. Таким образом, интегральный показатель качества выражается в кг/тыс. руб. в год.

Интегральный показатель качества мотоцикла характеризуется отношением пробега в километрах за срок службы до капитального ремонта к затратам на разработку, изготовление, техническое обслуживание, ремонт и выражается в километрах пробега на рубль затрат и количество лет.

К сожалению, не для каждого вида продукции можно определить интегральный показатель качества. Иногда существуют сложности при определении суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления.

В зависимости от характеризуемых свойств показатели классифицируют следующим образом: показатели назначения; показатели надежности; эргономические показатели; эстетические показатели; показатели безопасности; экологические показатели; показатели технологичности; показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентно-правовые показатели; экономические показатели.

Показатели транспортабельности, стандартизации и унификации, а также патентно-правовые и экономические показатели не являются показателями качества. Но эти показатели оказывают значительное влияние на потребительские свойства. Показатели назначения характеризуют степень соответствия изделия его целевому назначению, а также определяют основные функции, для выполнения которых изделие предназначено.
Так, к показателям назначения пылесоса относят его мощность. Показателем назначения продуктов питания является их пищевая ценность.

Показатели химического состава и структуры часто входят в группу показателей назначения. Как отмечалось выше, химический состав во многом определяет потребительские свойства товаров. Показатель, характеризующий химический состав, является определяющим у продовольственных товаров и у многих непродовольственных товаров.

Показатели надежности характеризуют свойства надежности изделий в целом, так и составляющие его свойства долговечности, безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости.

Другими словами, показатели надежности показывают способность изделия в течение определенного времени сохранять свое функциональное назначение. Показатели долговечности характеризуют свойства изделия сохранять свою работоспособность до наступления предельного состояния, после которого изделие уже будет невозможно использовать по назначению. Основными показателями долговечности являются: прочность на разрыв, на истирание, на удар; ресурс и проч.

Ресурс — это наработка изделия до предельного состояния, определенного в нормативных документах. Выражается ресурс в километрах пробега (мотоцикл), часах работы (магнитофон), в числе срабатываний (выключатель) и проч.

Показатель безотказности характеризует свойства изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Показатель безотказности характеризуется следующими показателями:

  • вероятность безотказной работы;
  • наработка на отказ;
  • интенсивность отказов;
  • параметр потока отказов.

Вероятность безотказной работы — это вероятность того, что в пределах заданной наработки не возникнет отказа.

В условиях реальной эксплуатации вероятность безотказной работы — это вероятность отсутствия изменений в изделии, делающих это изделие непригодным для дальнейшего использования. Например, для летних платьев — это вероятность отсутствия изменений окраски в условиях реальной эксплуатации. Наработка на отказ — это среднее значение наработки ремонтируемого изделия между отказами.

За этот показатель принимается, например, средний промежуток времени между химической чисткой изделия, если загрязнение изделия в процессе эксплуатации принято за отказ.

Интенсивность отказов характеризует вероятность отказа неремонтируемого изделия в единицу наработки после данного момента наработки при условии, что отказ до этого момента не возник. Этот показатель является оперативной характеристикой работоспособности, позволяющей прогнозировать поведение изделия, проработавшего без отказа до величины x в следующий бесконечно малый промежуток работы ∆х → 0.

Например, если швейное изделие находилось в эксплуатации 10 мес. и не имело отказов, то интенсивность отказов покажет вероятность появления отказа для данного изделия в следующий месяц эксплуатации, если месяц принят за единицу наработки. При лабораторных испытаниях, например при определении разрывной нагрузки полоски ткани, интенсивность отказов — это вероятность разрушения пробы при увеличении нагрузки на 1 даН, если это разрушение не наступило для заданной нагрузки
Р, даН.

Параметр потока отказов — это среднее количество отказов ремонтируемого изделия в единицу наработки, взятое для рассматриваемого момента наработки.
Например, мужские брюки находятся в эксплуатации 12 мес. Если принять за отказ потерю внешнего вида материала, из которого изготовлены брюки, то восстановлением можно считать глажение изделия. Тогда параметр потока отказа будет равен числу необходимых глажений в месяц, взятых для любого момента наработки.

При лабораторных разрушающих испытаниях образец или пробу ткани следует рассматривать как неремонтируемое изделие, для которого параметр потока отказов не определяется. Для разрушающих испытаний, например определения устойчивости ткани к многократному растяжению, за поток отказов можно принять приращение величины остаточной деформации, получаемой после заданного числа циклов растяжения.

Показатели ремонтопригодности определяют приспособленность изделия к предупреждению и обнаружению неполадок, установлению причин возникновения отказов и их устранения.

К показателям ремонтопригодности относятся:

  • вероятность восстановления в заданное время;
  • средняя оперативная продолжительность гарантийного,
    планового, текущего, срочного ремонта и ремонта на дому;
  • средняя оперативная трудоемкость ремонта и технического обслуживания.

Показатели сохраняемости характеризуют способность изделия сохранять свою работоспособность в течение и/или после хранения и транспортирования. В процессе хранения и транспортирования различных факторов (тепла, света, влаги и проч.) в товарах могут происходить изменения, иногда необратимые, приводящие к снижению качества изделия.

К показателям сохраняемости относят:

  • гамма-процентный срок сохраняемости;
  • средний срок хранения;
  • средний срок транспортирования.
    Средний срок сохраняемости товаров имеет большое значение для установления гарантийных сроков.

Показатель сохраняемости имеет большое значение для продовольственных товаров. Единичными показателями сохраняемости могут служить параметры температурной обработки, наличие консервантов (бензойная кислота, сорбиновая кислота), наличие антиоксидантов (сернистый ангидрид и др.) и др.

Эргономические показатели характеризуют удобство эксплуатации изделия, степень утомляемости человека при этом, скорость и точность выполнения им отдельных операций при пользовании изделием, затраты энергии и сил человека и т. п. В группу эргономических показателей качества изделий входят: антропометрические; физиологические (гигиенические); психофизиологические и психофизические, психологические показатели.

В подгруппу антропометрических показателей входят показатели соответствия размеров изделия (потребительской тары) и/или отдельных его частей размерам и форме тела человека или его отдельных органов. Например, размер является антропометрическим показателем качества обуви и одежды.

В подгруппу психофизиологических и психофизических показателей входят показатели соответствия особенностей изделия силовым, зрительным, слуховым, осязательным, вкусовым и другим возможностям человека. Например, усилие закрывания и открывания двери, контрастность шрифта печатных изданий. Восприятие цвета также относится к психофизиологическим показателям. Так, красный цвет воспринимается иначе, чем тот же красный цвет на зеленом фоне.

Физиологические показатели характеризуют пищевую ценность продуктов питания. Физиологическая ценность обусловлена содержанием пищевых веществ, оказывающих активное влияние на системы организма: нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, иммунную.

Например, алкалоиды чая и кофе (кофеин, теобромин, теофиллин) оказывают возбуждающее действие на нервную и сердечно-сосудистую системы, балластные вещества (пектин, клетчатка) вызывают перистальтику кишечника и благоприятно воздействуют на пищеварительную систему.

Усвояемость является важной характеристикой продуктов питания, с помощью которых оценивают степень использования компонентов пищи организмом человека. При смешанном питании средняя усвояемость белков составляет 84,5%, жиров — 94%, углеводов — 95,6%. Для достижения этих значений усвояемости вещества, входящие в пищевые продукты, должны обладать определенной температурой плавления, степенью дисперсности и другими показателями.

В зависимости от назначения товара к гигиеническим показателям можно отнести показатели освещенности, гигроскопичности, воздухопроницаемости, запыленности, вибрации, шума и проч. Так, уровень шума работающего пылесоса относится к гигиеническим показателям.

В подгруппу психологических показателей входят показатели соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации, закрепленным и вновь формируемым навыкам работы человека с изделием. Многие показатели эргономических свойств закреплены в нормативных документах, большинство из которых оценивается при сертификации товаров.

Эстетические показатели характеризуют эстетические свойства изделия. Эстетические показатели включают следующие подгруппы показателей:

  • информационную выразительность;
  • рациональность формы;
  • целостность композиции;
  • совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.

Соответствие изделия эстетическим требованиям характеризуется показателями, перечень которых приведен в табл. 7.1.

Показатели информационной выразительности характеризуют степень отражения в форме изделия сложившихся в обществе культурных норм и эстетических представлений, которые проявляются:

  • в художественно-образном выражении социально-значимой информации (показатель знаковости);
  • признаках индивидуального своеобразия изделия, отличающих его от других аналогичных изделий (оригинальность);
  • чертах устойчивой общности форм, характеризующих постоянство средств художественной выразительности, свойственных определяемому периоду времени (выразительность стилевого решения, стилевое соответствие);
  • изменчивых признаках внешнего вида изделия, выявляющих общность временно господствующих эстетических вкусов
    и предпочтений (соответствие моде).

Таким образом, показатели информационной выразительности определяют те свойства, которые выделяют данное изделие среди аналогичных. Определяющими показателями эстетических свойств являются показатели выразительности стилевого решения и соответствия моде.

Показатели рациональности формы характеризуют соответствие формы объективным условиям изготовления и эксплуатации изделия, а также адекватность отражения в ней функционально-конструктивной сущности изделия. Рациональность формы и конструкции отражает эстетическую целесообразность изделия.

Рациональность формы характеризуется следующими показателями:

  • соответствие формы изделия его назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам (показатель функционально-конструктивной обусловленности);
  • соответствие формы изделия эргономическим требованиям (эргономическая обусловленность).

Показатели целостности композиции характеризуют гармоничность единства отдельных частей и целого изделия, органичность взаимосвязи элементов формы изделия и его согласованность с ансамблем других изделий.

Целостность композиции предопределяет эффективность использования технических и художественных средств при создании единого композиционного решения. Она находит выражение:

  • в общей логике закономерного строения пространственной формы (организованность объемно-пространственной структуры — архитектоничность);
  • эстетическом осмыслении закономерностей конструктивного решения (тектоничность);
  • моделировании взаимных переходов объемов, плоскостей и очертаний формы и ее деталей (пластичность);
  • выразительности графических и изобразительных элементов и подчинении их общему композиционному решению (показатель упорядоченности графических и изобразительных элементов);
  • взаимной связи цветовых сочетаний и использовании декоративных свойств материалов (показатель колорита и декоративности).

Показатели совершенства производственного исполнения и стабильности товарного вида характеризуются:

  • чистотой выполнения контуров, округлений и сочленений элементов (показатель чистоты контуров и сопряжений);
  • тщательностью нанесения покрытий и отделки поверхностей (показатель тщательности покрытий и отделки);
  • четкостью изображения фирменных знаков, надписей, рисунков, символов, документов по эксплуатации и т. п. (показатель четкости исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации);
  • устойчивостью к повреждениям элементов внешнего вида изделия, устойчивостью цветового оформления и проч. (показатель устойчивости к повреждениям и сохранности первоначального внешнего вида).

Совершенство производственного изготовления определяется качеством создания изделия. Невыполнение требований к качеству создания изделия приводит к возникновению дефектов поверхности, сопряжений и сочленений и проч. Так, качество изготовления одежды характеризуется совокупностью таких сложных показателей качества, как: качество посадки изделия на фигуре, качество выполнения швов и строчек, качество операций влажно-тепловой обработки, отсутствие пороков внешнего вида материалов.

Например, качество выполнения швов и строчек оценивается следующими единичными показателями: частота стежков, ширина шва, расстояние между строчками, количество пропущенных стежков на единицу длины и др. Показатели безопасности характеризуют свойства товаров, обуславливающие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя.

Все товары при эксплуатации должны быть безопасны для человека, т. е. должна быть исключена возможность повреждения (травмы, увечья и проч.), отравления или ухудшения здоровья человека.

Требования и нормы по безопасности потребителя предопределены законодательными актами, системой международных и государственных стандартов, целым комплексом санитарногигиенических правил и норм. В зависимости от назначения товара, характера использования и влияния на организм человека показатели безопасности могут сильно отличаться.

Для пищевых продуктов к показателям безопасности относят предельно допустимые концентрации тяжелых металлов, пестицидов, радионуклидов и микотоксинов. В некоторых продовольственных товарах регламентируется содержание антибиотиков и гормональных препаратов (в молочных и мясных товарах), нитратов (в плодоовощных товарах), нитритов (в колбасных изделиях и мясных копченостях), метилового спирта (в коньяках и ликероводочных изделиях).

Например, показателем механической безопасности является прочность крепления каблука (обувь), степень защищенности молнии (одежда, обувь), степень открытости движущихся частей (например, лопасти вращающегося вентилятора) и проч. Показатели механической безопасности имеют большое, иногда определяющее, значение при оценке качества детских игрушек.

Для них определяют доступность и остроту кромок, зазор между краями деталей игрушек, зазор между головкой заводного ключа и корпусом игрушки, размер выступающих или утопленных резьбовых концов болтов и винтов, отсутствие зазубрин и заусенцев на поверхности изделия и проч.

Показателями химической безопасности могут служить концентрация тяжелых металлов в косметических товарах, содержание формальдегида в бельевых изделиях и проч. Так, при производстве мебели из древесностружечных плит используются соединения формальдегида, который является канцерогенным веществом. Поэтому все детали такой мебели должны быть с закрытыми кромками.

Электрическая безопасность характеризуется, например, надежностью изоляции токопроводящих частей электроприборов, временем срабатывания средств защиты, глубиной расположения контакта в электроизоляционном материале и т. п.

К показателям биологической безопасности относятся устойчивость к действию микроорганизмов и макроорганизмов. Эти показатели имеют большое значение для продовольственных товаров, посуды, игрушек, парфюмерно-косметических товаров, древесно-мебельных товаров и др.

Так, деревянные строения обрабатывают специальными антисептиками для повышения устойчивости к повреждениям насекомыми, к действию различных грибов и плесени. Такие повреждения вызывают ухудшение внешнего вида древесины, снижают механические свойства.

Показателями биологической безопасности пищевых продуктов являются предельно-допустимые концентрации патогенных (болезнетворных) микроорганизмов (бактерий группы кишечной палочки, сальмонелл, стафилококков и др.), степень зараженности и загрязненности вредителями и продуктами их жизнедеятельности.

Показатели пожарной безопасности важны не только для оценки качества изделий, использование которых связано с применением легковоспламеняющихся и легкосгораемых веществ и материалов, но и для электронагревательных проборов, напольных покрытий, ковров и проч. К этим показателям относятся температура горения и/или нагревания, степень нагрева опорной поверхности нагревательных приборов (электроплит, электрорадиаторов, электрокаминов и т. п.).

К показателям безопасности транспортных средств относятся длина тормозного пути, яркость и дальность осветительных приборов, особенности конструкции лобового стекла, высота крепления ремней безопасности, длина, ширина и высота шин, колесная база, наличие подушек безопасности и проч.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий товаров на окружающую среду, которые возникают при изготовлении, эксплуатации или потреблении, а также при переработке после использования (утилизации).
Различают несколько подгрупп экологических показателей, связанных с влиянием товаров на окружающую среду.

Это показатели, характеризующие воздействие на атмосферу, водные ресурсы (гидросферу), землю (почву), живые организмы и проч. Например, показатель содержания вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду двигателями работающих автомобилей, относится к показателям воздействия на атмосферу. Хотя такое деление довольно условно, вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, оседают в почве и влияют на живые организмы.

Для оценки экологических показателей разработано большое количество методик, основанных на анализе состава загрязнителей, степени их вредности, устойчивости и миграции в окружающем пространстве, на анализе статистических оценок и математических моделей, на расчетах экономических ущербов и т. п.

При определении экологических показателей обязательно учитывают предельно допустимые концентрации вредных веществ или уровней вредных (механических, физических, химических и др.) воздействий на природную среду. Причем отношение концентраций вредных веществ к величине предельно допустимой концентрации не должно превышать единицу.

В качестве экологических показателей используют также вероятностные оценки, например, выбросов вредных газов, частиц, излучений и т. п. при эксплуатации, хранении, транспортировании и утилизации товаров и упаковки. Кроме того, для оценки экологических показателей изделия используют показатели, характеризующие уровень вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства. К ним можно отнести степень очистки сточных вод, уровень снижения шума, степень очистки воздуха с помощью пылеуловителей и т. п.

При расчетах экономических потерь учитывают такие факторы, как: снижение урожайности; уменьшение поголовья скота, диких зверей, птицы, рыбы и т. д.; уменьшение и загрязнение лесов и водоемов; увеличение числа природных катаклизмов (засух, наводнений, изменение климата и т. п.); уменьшение долговечности различных сооружений (зданий, мостов, транспортных магистралей и т. п.).

При определении экологических показателей исходят из требований и норм по охране окружающей среды. Эти требования и нормы заданы международными стандартами, рекомендациями и правилами организаций, занимающимися вопросами охраны природы; международными и государственными регламентами, а также системой стандартов в области охраны природы и экономного использования природных ресурсов (группа стандартов Т 58) и другими нормативными документами.

Отдельные экологические показатели качества и обобщенный показатель экологических свойств определяются как отношение фактических значений соответствующих показателей аналогичным показателям базовых образцов или к базовым значениям этих показателей. В качестве базовых значений показателей экологичности часто принимают предельно допустимые.

Например, основными параметрами, ограничивающими загрязнение биосферы отходами производства, служат предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в рассматриваемой среде или предельно допустимые уровни (ПДУ) неблагоприятных воздействий.

Изделие, производство и использование которого приводит к нарушению установленных экологических требований и норм по охране природы, не может быть отнесено к продукции, превосходящей мировой уровень или соответствующий ему, независимо от того, соответствуют ли другие показатели качества такой оценке. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальные условия эксплуатации или потребления товаров.

Например, к показателям технологичности тканей относят показатель осыпаемости, прорубаемости тканей иглой, а показателями технологичности клея являются количество промазываний и скорость высыхания. Так, вязкость жидких продуктов питания (растительное масло, сгущенное молоко) влияет на удобство их разливания по емкостям, на удобство использования и тоже является показателем технологичности. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления.

Основными показателями транспортабельности являются:

  • средняя продолжительность подготовки продукции к транспортированию;
  • средняя трудоемкость подготовки продукции к транспортированию (включая упаковку, погрузку и крепление);
  • средняя продолжительность погрузки и разгрузки партии продукции конкретного количества, например, из железнодорожного вагона определенного типа и др.;
  • средняя стоимость перевозки одного изделия на расстояние 1 км определенным видом транспорта или определенным транспортным средством;
  • средняя стоимость разгрузки и погрузки продукции.

В случаях, когда нет сведений о показателях транспортабельности, их оценивают экспертным методом — в баллах. Такой показатель выражает степень приспособленности изделий к транспортированию по таким характеристикам, как наличие приспособлений для погрузки и крепления в транспортном средстве; наличие и удобство ручек и других устройств для переноски, перегрузки и т. д.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень насыщенности продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения безопасности продукции, технической и информационной совместимости, качества продукции, единства измерений, экономии всех видов ресурсов и проч. Важнейшими результатами стандартизации являются повышение степени соответствия продукции ее функциональному назначению.

Установленные нормы, правила и требования закрепляются в нормативных документах, одним из которых является стандарт. Стандартизация позволяет совмещать или заменять объекты стандартизации. Под совместимостью понимают пригодность продукции к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований. Взаимозаменяемость предполагает пригодность одного изделия или отдельной детали для использования вместо другого для выполнения одних и тех же требований.

Унификация — это выбор оптимального числа разновидностей продукции. Установление оптимального числа разновидностей продукции приводит к сокращению числа размеров, параметров, геометрических элементов, сборочных агрегатов, приборов, машин, их систем и т. п. Цель унификации — устранение неоправданного многообразия изделий, деталей, узлов, элементов и сведение их к минимуму.

В основе унификации изделий лежит их конструктивное подобие и общность требований. Основой унификации является систематизация и классификация.

Систематизация объектов — это расположение их в определенном порядке и последовательности, образующее четкую систему, удобную для использования.

Классификация — группирование и расположение объектов по классам, группам, видам и т. п. в зависимости от их общих признаков.

Типизация — установление типовых конструкций, размеров, технологических процессов. Типизация является одним из методов стандартизации, который иногда называют методом базовых конструкций и технологий.

Унификация и стандартизация позволяют снизить затраты на проектирование, организовать специализированное производство унифицированных узлов, повысить их качество и снизить трудоемкость изготовления оборудования.

Унификация позволяет осуществлять агрегатирование. Это метод конструирования изделий на основе применения унифицированных и стандартных составных частей путем изменения характера их соединения и пространственного сочетания применительно к заданным условиям. Соответствующие составные части должны обладать полной совместимостью по всем показателям и присоединительным размерам.

Использование агрегатирования сокращает затраты на проектирование и изготовление изделия, упрощает эксплуатацию изделий, позволяет проводить агрегатный ремонт, облегчает проведение модернизации отдельных морально устаревших составных частей. Агрегатный ремонт ускоряет ввод машин в действие, так как при его проведении вместо устранения дефектов в изношенных деталях заменяют целиком узлы и агрегаты, используя оборотный фонд. Узлы и агрегаты восстанавливают на ремонтных предприятиях.

При создании изделий использование стандартных и унифицированных деталей должно обязательно согласовываться с требованиями различных сегментов рынка (групп населения). Например, производители пишущих машин не могут обойтись без дифференциации товаров соответственно алфавитам и традициям расположения клавиш в разных странах.

Дифференциация изделий позволяет тщательно учитывать требования покупателей на различных рынках отдельных регионов и стран, быстро заполнять “товарные ниши”, в которых нет или очень мало конкурентов. Однако дифференциация — это весьма сложное и дорогостоящее дело, которое требует дифференциации производственных мощностей, предъявляет более сложные требования к сбыту.

Один из способов дифференциации — модификация “стандартного” товара с целью освоения определенного сегмента рынка, т. е. другими словами, — это адаптация серийной (стандартной, базовой) продукции к требованиям потребителей. Однако в этом случае базовая модель должна быть вполне добротна с конструкторской и технологической точек зрения, чтобы модификация не требовала существенных переделок и была экономически оправданна. Например, фирма “Fillips” на базе 25 телевизоров выпускает 500 модификаций.

Типизация и агрегатирование являются разновидностями стандартизации, а унификация — форма использования результатов стандартизации. Поэтому за показатели стандартизации и унификации принимают численные характеристики их унификации. Для этого все узлы, части и детали подразделяют на стандартные, оригинальные и унифицированные.

К стандартным составным частям изделия (группы изделий) относят детали, сборочные единицы или изделия в целом, изготавливаемые в соответствии с требованиями стандартов, а также по стандартам предприятий. Унифицированными составными частями изделия являются изготавливаемые в соответствии со стандартами и используемые в двух или более различных изделиях.

Унифицированные детали и составные части предприятие получает в готовом виде в порядке кооперирования. К оригинальным относятся составные части, изготовленные только для данного изделия или для группы (партии, серии).

Показатели стандартизации и унификации определяют расчетным методом. К ним относятся: показатель унификации, коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости и др.

Коэффициент унификации рассчитывается в процентах по формуле

КУ = (NУ / N) • 100,
где N — общее число деталей и узлов(сборочных единиц) в изделии, шт.;
NУ — число унифицированных деталей и узлов в изде-
лии, шт.

Коэффициент применяемости частей и агрегатов изделия по их типоразмерам определяют в процентах по формуле

КПР = [(n – n0) / n] • 100 = (nУ / n) • 100,
где n — общее количество типоразмеров составных частей (с учетом унифицированных и оригинальных), шт.;
n0 — количество типоразмеров оригинальных составных
частей, шт.;
nУ — количество типоразмеров унифицированных составных частей, шт.

При определении величины КПР покупные составные части изделия, т. е. комплектующие изделия учитывают как одну деталь, независимо от числа входящих в эту деталь составных частей. К оригинальным относят те составные части, которые разработаны впервые для данного изделия. Чем меньше в изделии оригинальных деталей, тем выше коэффициент КПР и тем выше уровень унификации.

Коэффициент повторяемости КП представляет собой отношение повторяющихся составных частей изделия к общему количеству его составных частей, выраженное в процентах, и рассчитывается по формуле:

КП = (N – n) / (N – 1) • 100,
где N — общее количество составных частей в изделии, шт.;
n — общее количество типоразмеров составных частей изделия, шт.

При подсчете N не учитывают стандартные крепежные и электромонтажные детали, детали тары, упаковки и укладки. При определении показателей унификации учитывают основные детали и узлы (части) изделия. Вспомогательные детали и сборочные единицы при измерении унификации не учитывают. К вспомогательным частям изделия относят, например, крепежные детали, пробки и заглушки, муфты, гайки, шайбы, шпонки, электромонтажные детали, лампы, детали тары и упаковки, инструмент и принадлежности и т. п.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту и патентную защиту продукции. Патент — документ, который удостоверяет государственное признание технического решения изобретения и закрепляет за лицом, которому он выдан исключительное право на изобретение. Это право охраняется государством.

Другими словами при разработке новой продукции “патентный формуляр” выдается официальными органами патентоведения. Это имеет большое значение при решении вопроса о возможности беспрепятственной реализации товаров за рубежом и на внутреннем рынке.

Изделие, не обладающее патентной чистотой внутри страны, и в отношении зарубежных стран не может быть признано изделием высокого технического уровня. Изделие, в котором есть защищенные патентами составные части, обладает новизной и прогрессивностью конструкции или/и используемых материалов.

Патентно-правовые показатели для потребителя безразличны. Но с общественной точки зрения показатель патентноправовой защиты очень важен. Поставляя оригинальное изделие на внешний и внутренний рынок, общество не только получает экономическую выгоду, но и наглядно демонстрирует возможности производить высококачественные конкурентоспособные изделия. В итоге показатели патентно-правовой защиты преобразуются в два других: экономический и функциональный.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление, реализацию, транспортирование, хранение и эксплуатацию изделия, а также затраты на техническое обслуживание и ремонт. Они также не относятся к потребительским показателям качества, но косвенно влияют на них.

К затратам на обслуживание изделия относят расход электроэнергии при заданном режиме эксплуатации изделия, стоимость и расход вспомогательных (дополнительных) материалов, затраты на ремонт, чистку, техническое обслуживание и др. Номенклатура показателей качества конкретных групп товаров приводится в стандартах, которые входят в систему стандартов показателей качества продукции (СПКП), имеющих порядковый номер системы 4.

В стандартах этой системы обычно приводится номенклатура показателей качества, обязательная для всей группы товаров, в данном случае обуви, а также номенклатура показателей качества, обязательная только для определенной подгруппы. Например, для повседневной зимней обуви, домашней, летней и т. п.

Номенклатура показателей качества приводится также в стандартах на комплексные свойства, например надежность, эргономические свойства. По способу выражения показатели качества могут быть безразмерными и размерными.

Размерные показатели выражаются в различных единицах. Например, в натуральных единицах выражается термостойкость (в градусах), вместимость посуды выражается в литрах, количество теплоты выражается в Джоулях. К размерным показателям относятся проценты и баллы, которыми оценивают вкусовые свойства, эстетические свойства и т. п.

Для выражения показателей качества часто используются балльные шкалы. Основной характеристикой балльной шкалы является ее диапазон (балльность) — количество градаций, которое включает шкала, т. е. количество оценочных точек. Количество оценочных точек не всегда совпадает с количеством баллов, так как баллы могут делиться на доли (1,1; 1,2; …; 1,7 балла) или при оценке могут использоваться не все баллы (5, 10, 15 баллов).

Например, шкала с высшей оценкой в 5 баллов с градациями через 0,5 балла имеет тот же диапазон, что и шкала с высшей оценкой в 10 баллов с градациями через балл. Число градаций определяется характером решаемой задачи, квалификацией экспертов, требуемой точностью результатов, возможностью качественного описания количественных градаций.

Для оценки показателей качества широко используются шкалы с числом градаций 5 и 7, причем количество градаций может совпадать (табл. 7.2) или не совпадать с количеством баллов (табл. 7.3).
Например, следует оценить органолептическим методом запах пищевых продуктов. Результаты оценки оформлены в виде табл. 7.4.

Для оценки показателей целесообразно использовать 100-балльную шкалу с пятью или семью градациями, которым соответствуют качественные оценки и описания характерных особенностей показателей.

Для опытных экспертов используют шкалы с максимальным числом градаций, когда эксперт может обосновать изменение оценки в один балл. Например, для оценки внешнего вида лакокрасочных покрытий можно использовать 100-балльную шкалу с пятью градациями (табл. 7.5).

Безразмерными являются относительные показатели качества, которые определяются как отношение показателя качества оцениваемой продукции к базовому показателю. Базовым является значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

По методу определения показатели качества классифицируют на показатели, определяемые измерительным, регистрационным, расчетным, органолептическим, экспертным, социологическим методами. Более подробно методы определения показателей качества будут рассмотрены в теме “Оценочная деятельность в товароведении”.

По применению для оценки уровня качества показатели качества бывают базовые, относительные, определяющие, регламентированные, номинальные, предельные, оптимальные и допустимые. Как отмечалось выше, базовые показатели качества принимают за основу при сравнительной оценке качества продукции.

В качестве базовых значений могут приниматься:

  • значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные об их качестве;
  • значения показателей качества, достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или планируемые значения показателей перспективных образцов, найденные измерительными или расчетными методами;
  • значения показателей качества, которые заданы в требованиях на продукцию.

По мере развития производства и изменения требований базовые значения показателей качества должны заменяться более перспективными, отвечающими современным потребностям. Отношение показателя качества оцениваемого товара к соответствующему базовому показателю характеризует относительный показатель качества товара. Относительный показатель используется в дифференциальной оценке качества.

Показатель качества товара, по которому принимают решение по оценке его потребительских свойств и качества, называется определяющим. Например, определяющими показателями качества являются пылесборная способность пылесоса, мощность двигателя автомобиля, температура морозильной камеры холодильника. Регламентированные значения показатели качества определяют значение показателя качества продукции, установленное нормативными документами.

Номинальным значением показателя качества является такое регламентированное значение показателя качества, от которого отсчитывается допускаемое отклонение. Номинальные значения показателей качества приводятся в стандартах и в других нормативных документах, в технических условиях, на чертежах, а также в справочной литературе.

Предельное значение показателя качества определяет наибольшее или наименьшее регламентированное значение показателя качества. Предельные значения показателей качества приводятся в нормативных документах и используются при контроле качества продукции.

Оптимальное значение показателя качества — это такое его значение, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.

Если значение показателя качества изменяется в пределах, установленных нормативными документами, то такое значение показателя качества будет называться допустимым. По стадии определения различают прогнозируемые, проектные, производственные и эксплуатационные показатели качества.

Прогнозируемые показатели качества оцениваются на перспективу. С этой целью определяют возможные значения показателей качества на будущий период времени на основании анализа данных о качестве. То есть с определенной долей вероятности оценивают требования потенциальных потребителей и предполагаемые значения показателей качества товаров, способных эти требования удовлетворить.

Существуют различные методы прогнозирования, которыми при этом пользуются (экстраполяция, многофакторное прогнозирование, экспертный и смешанный методы). На основе реально достижимых перспективных требований составляют техническое задание.

Проектные показатели качества закладываются на стадии непосредственной разработки изделия. Здесь определяется класс и тип изделия, условия эксплуатации. Оцениваются текущие требования потребителей, выбираются лучшие базовые образцы. Определяется оптимальное значение показателей качества.

Производственные показатели оцениваются на всех технологических стадиях производства изделия. Показатели качества оцениваются при проведении входного, операционного и приемочного контроля. При проведении входного контроля определяются показатели качества сырья и материалов, полуфабрикатов, предназначенных для производства данного изделия.

Показатели качества, оцениваемые при проведении операционного контроля, позволяют выявить причины снижения качества на различных стадиях технологической цепочки изготовления товара. После завершения процесса изготовления изделия осуществляется приемочный контроль с определением показателей качества, которые нормируются в стандартах или технических условиях.

Эксплуатационные показатели качества могут оцениваться в процессе непосредственной эксплуатации изделия. Например, уровень вибрации при работе холодильника. Эти показатели часто используются при оценке уровня качества, при определении суммарного полезного эффекта от эксплуатации и т. п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)