Оценка по уровню качества

В настоящее время основные понятия и методы, связанные с оценкой качества продукции, рассматриваются в рамках специальной научной дисциплины — квалиметрии, которая объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством, экспертизе, стандартизации, сертификации и проч.

Квалиметрия исходит из следующих основных принципов:

  • всякая оценка качества объекта зависит от цели и условий, для которых она делается;
  • качество следует рассматривать как иерархическую совокупность свойств, расположенных на разных уровнях, причем каждое из свойств на одном уровне зависит от ряда других свойств, лежащих на более низких уровнях;
  • оценка качества объекта зависит от его показателей качества и величины базовых показателей, принимаемых за эталон;
  • каждое свойство, составляющее качество объекта, характеризуется показателями и некоторым коэффициентом, определяющим его весомость в общей оценке качества объекта. Оценка качества любого объекта предполагает последовательное выполнение следующих основных этапов:
  • четкая постановка цели оценки;
  • выбор номенклатуры показателей, по которым должно оцениваться качество;
  • разработка методов измерений или оценки выбранных показателей качества;
  • установление норм и требований к показателям, по которым должно оцениваться качество;
  • сравнение фактических показателей качества продукции с установленными нормами (базовыми показателями).

Четкая постановка цели очень важна. Если цель оценки качества сформулирована нечетко, то и результаты будут неправильными. Оценка качества может преследовать различные цели. Так, оценка качества по стандартам служит для определения сортности.

При постановке продукции на производство оценивают уровень ее качества. Для выбора лучшего или оптимального варианта проводят сравнительную оценку качества продукции. Оценка уровня качества может проводиться для определения конкурентоспособности продукции.

От цели оценки в значительной степени зависят:

  • содержание и объем работ на всех этапах оценки качества;
  • задачи и сроки оценки качества;
  • перечень показателей качества, которые целесообразно рассматривать;
  • методы, средства и точность определения значений этих показателей;
  • форма обработки и представления результатов оценки. Например, коммерческая фирма осуществляет закупку продукции для последующей реализации. В данном случае целью оценки качества будет выбор наилучших вариантов продукции.

Аналогичная задача будет стоять и перед производителем, которому необходимо решить, стоит ли осваивать выпуск новой продукции или продолжать выпускать старую.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара и является необходимым условием оценки качества товара.

Выбор номенклатура потребительских свойств и показателей качества осуществляется с учетом следующих факторов:

  • назначение и характер использования продукции;
  • оценка существующей потребности в продукции и сложившегося потребительского спроса на нее;
  • характеристика потребителей и установление требований к продукции;
  • состав и структура характеризуемых потребительских свойств продукции.

Формирование номенклатуры показателей качества продукции проводится на основе анализа их потребительских свойств. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций.

При выборе номенклатуры показателей качества используют типовую номенклатуру показателей качества. Из этой номенклатуры отбирают те единичные показатели качества, которые наиболее важны для оценки качества конкретного товара. Номенклатура показателей качества должна соответствовать номенклатуре его потребительских свойств.

При формировании номенклатуры на конкретный товар отдельные показатели качества, предусмотренные в групповой номенклатуре, могут быть исключены из рассмотрения или включены дополнительно.

В зависимости от задач оценки качества в номенклатуру показателей качества кроме потребительских могут быть включены показатели стандартизации и унификации, патентноправовые и экономические показатели. Количество показателей качества, включенных в номенклатуру, должно быть оптимально.

Бесконечное расширение числа показателей качества в номенклатуре может привести к включению в список родственных показателей. Кроме того, большое число показателей качества с невысокой весомостью могут закрыть крупные показатели, тем самым исказив результаты оценки.

Однако если перечень будет слишком коротким, то есть вероятность пропуска важнейших показателей, характеризующих качество. В некоторых случаях можно воспользоваться готовыми разработками номенклатуры показателей качества товаров, которые регламентированы в специальных стандартах. При необходимости выбор номенклатуры показателей качества может быть осуществлен экспертными методами, основанными на опросе специалистов–экспертов.

Методы оценки уровня качества подразделяются в зависимости от способов сравнения показателей качества и от источника получения информации или используемых средств. В зависимости от способа сравнения показателей качества различают следующие методы оценки уровня качества: дифференциальный, комплексный, смешанный метод.
Дифференциальный метод осуществляется путем сопоставления единичных показателей качества оцениваемой продукции с единичными базовыми показателями, установленными для данного вида продукции.

Для позитивных показателей, увеличение значения которых повышает уровень качества (например, прочность стекла), при подсчете относительного показателя качества базовый показатель ставят в знаменатель:

КО = Кi / KБ ,
где Ki — значение показателя качества оцениваемой продукции;
KБ — значение базового показателя качества.

Для негативных показателей качества, при увеличении ко-
торых качество продукции снижается (например, содержание вредных примесей), базовый показатель ставят в числитель:

KO = KБ / Ki .

Такое сопоставление удобно производить, подсчитывая относительные показатели качества продукции. Если все они окажутся больше единицы, оцениваемая продукция соответствует базовому образцу. Если хотя бы один из относительных показателей качества будет меньше единицы, может быть сделано заключение, что продукция не соответствует базовому образцу.

При дифференциальном методе оценки уровня качества считают, что все показатели одинаково значимы в общей оценке качества продукции. Это просто и удобно, но не всегда оправданно, особенно когда встает вопрос о браковке продукции по малозначащему показателю, который по существу не оказывает влияния на поведение продукции при эксплуатации.

Например, недостающая в одну нить плотность тканей, незначительное снижение против нормы массы материала и т. п., тем более что основные эксплуатационные показатели продукции (прочность, стойкость к истиранию, несминаемость и т. п.) значительно превышают требования норм. Этого недостатка не имеют комплексные методы оценки качества.

Комплексный метод основан на использовании одного обобщенного показателя, в котором объединяют комплекс показателей, выбранных для оценки качества продукции. Для этого все показатели переводят в безразмерные, определяют их значимость — коэффициенты весомости в общей оценке качества и вычисляют обобщенный показатель:

  • среднего арифметического:
    где Qi — безразмерная величина показателя качества;
    сi — коэффициент весомости показателя качества = 1;
    n — число показателей качества;
  • среднего геометрического:
  • среднего гармонического:

Преимущество комплексной оценки заключается в том, что в ней учитывается значимость отдельных свойств и в результате получается одна итоговая оценка. В то же время она не дает полного представления об отдельных свойствах продукции и не исключает возможности компенсации недостатка одного показателя избыточной величиной другого.

Поэтому комплексные оценки обычно не рекомендуют для контроля качества продукции. Эти оценки должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества продукции. Последнее обстоятельство приводит к комбинированным методам оценки качества.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей качества продукции. Его применяют, когда совокупность показателей велика и один комплексный показатель недостаточно полно характеризует все особенности продукции.

Например, смешанный метод оценки уровня качества используют при определении сорта отдельных видов тканей и штучных текстильных изделий, причем по большинству физико-механических показателей осуществляется дифференциальная оценка, а по порокам внешнего вида, разрывной нагрузке, массе, ширине и плотности — комплексная оценка в условных баллах.

В зависимости от источника информации или от используемых средств методы оценки показателей качества могут быть следующими: измерительный, расчетный, регистрационный, органолептический, экспертный, социологический и смешанные. Ниже эти методы будут рассмотрены более подробно.

Установление величины норм показателей качеств, сравнение фактических показателей качества продукции с установленными нормами (базовыми показателями). Установление величины норм и требований к показателям качества товаров осуществляется при их стандартизации. Общие вопросы стандартизации рассматриваются в соответствующих курсах.

ормы и требования к важнейшим показателям качества регламентируются в действующих стандартах и/или технических условиях. Сравнение фактических показателей качества с базовыми осуществляется путем подбора таких базовых значений, сравнение с которыми обеспечит конкурентоспособность продукции.

Базовым называется образец, показатели качества которого выбраны для сравнения. При выборе базового образца следует исходить из того, что совокупность значений показателей его качества должна, во-первых, быть реально достижимой, а во-вторых, — характеризовать оптимальный уровень качества
продукции на некоторый перспективный период.

Оптимальными называются такие значения показателей качества продукции, при которых достигается:

  • либо наибольший эффект от эксплуатации продукции при заданных затратах на ее создание и реализацию;
  • либо заданный эффект при наименьших затратах;
  • либо наибольшее отношение эффекта на эксплуатацию к затратам.

Оптимальные значения показателей качества необязательно должны относиться к реально существующей продукции. Они могут быть определены расчетным методом для вновь разрабатываемой или даже гипотетической продукции с реально достижимыми значениями показателей качества.

На стадии разработки в качестве базовых образцов может выбираться продукция, отвечающая реально достижимым перспективным требованиям или планируемая к освоению продукция, показатели качества которой заложены в техническом задании, техническом или рабочем проекте.

На стадии изготовления за базовые образцы принимается продукция, показатели качества которой в момент оценки отвечают самым высоким или современным требованиям или которая наиболее эффективна в эксплуатации или потреблении. Кроме того, на этой стадии за базовые показатели могут быть взяты показатели, регламентированные нормативными и техническими документами РФ, а также международными стандартами.

Базовый образец выбирают из группы продукции, аналогичной по назначению, условиям изготовления и эксплуатации или потребления. В эту группу должна входить продукция, представляющая значительную часть общего объема продукции, производимой и реализуемой на внутреннем и внешнем рынках, пользующаяся устойчивым спросом и конкурентоспособная.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)