План урока

  1. Что регулирует гражданское право?
  2. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений.
  3. Сделки и договоры.
  4. Право собственности.
  5. Как можно защитить свои имущественные и личные неимущественные права?

Следующим звеном комбинированного урока выступает изучение нового материала. Оно может быть выстроено различными способами. Например, ученики получают задание познакомиться самостоятельно с извлечением из Закона и решить три правовых ситуации. Такая работа выполняется по группам.

В другом случае школьники работают с текстом учебника и готовят вопросы другой группе, которая должна суметь дать на них правильный ответ. Учитель выступает в роли организатора занятия и помощника в самостоятельной познавательной деятельности ребят. Он должен корректировать их ответы, делать пояснения, обращать внимание на то, что должно быть усвоено и проч.

В другом случае можно использовать рассказ при объяснении нового материала. Здесь учитель права должен обратить внимание на важные понятия, которые надо запомнить школьникам, желательны яркие примеры, поясняющие механизм реализации той или иной нормы права и проч.

Данная часть урока должна быть хорошо продумана педагогом с учетом особенностей возраста и уровня подготовки ребят. Важным этапом учебного занятия по праву является – закрепление изученного материала. Этим понятием методисты обозначают вторичное восприятия, осмысливание того, что уже изучено.

Для чего это необходимо на уроках права?

Во-первых, следует иметь в виду, что многие правовые понятия являются весьма сложными и их необходимо прочно усвоить. Во-вторых, этот этап позволит сразу же выявить пробелы в изучении темы и восполнить их.

Закрепление отдельных юридических конструкций можно осуществлять сразу же после изучения каждой из них. Это поэтапное закрепление подводит школьников к общему итоговому закреплению темы.

В процессе закрепления можно использовать вопросы или задания воспроизводящего характера. Например, разъяснив понятие «дееспособность лица», учитель может спросить у школьников:

  • Что такое дееспособность?– Какие виды дееспособности выделены в российском законодательстве?
  • Чем различается дееспособность физических и юридических лиц?
  • Как может осуществлять свои права тот, кому исполнилось 14 лет? и проч.

В ходе учебного занятия осуществляется так называемое текущее повторение правового материала для того, чтобы осуществлять его логическую связь с тем, что изучается дальше.

Интересно
Повторение нельзя сводить к простому воспроизведению того, что уже изучено. Оно является лишь звеном текущего повторения, которое связано с более глубоким изучением темы, обобщением того, что уже изучено.

При повторении происходит систематизация знаний обучаемых – упорядочивание их в логической последовательности осмысления проблемы. В правом обучении используют и обобщение материала, которое связано с выделением основного, существенного и общего в явлениях, понятиях и проч.

Завершать учебное занятие целесообразно домашним заданием, которое предлагается школьникам. Вот основные правила методического характера, которые следует учитывать учителю, задающему на дом:

  1. Домашнее задание связано с содержанием правовой информации урока.
  2. Оно должно быть четким, ясным и адресоваться всему классу.Однако можно предлагать и отдельные индивидуальные задания некоторым школьникам.
  3. Как выполнять задание дома учитель должен разъяснить на уроке, обратив внимание на то, какие требования к его выполнению существуют.
  4. Задание должно включать обязательную работу с учебником, схемами, вопросами, представленными после параграфа. Учитель должен указать, на что следует особо обратить внимание.В случае трудности в выполнении отдельных заданий по учебнику, учитель имеет право их исключить, сформулировав собственные вопросы, задания.
  5.  По общему правилу, задание предлагается выполнить к следующему уроку, однако могут быть и задания, рассчитанные на более длительный срок выполнения.
  6. Задание на дом ученики должны записать в тетради, дневнике. Невыполнение их систематически приводит к снижению уровня подготовки обучаемого по праву.
  7. Нельзя предлагать большой объем домашних заданий (в противном случае большинство учеников их не выполнит).
  8. На следующем уроке учитель обязательно проверяет как выполнено задание (систематическая непроверяемость заданий приводит к снижению их значимости, а также выполняемости).

Большинство современных учебников содержат в конце параграфа вопросы для самоконтроля и дифференцированные задания для самостоятельной работы.

Ученикам следует объяснить, что отвечая на вопросы, они как бы проверяют себя, а затем эти знания должны быть соотнесены с умениями их применять в жизни – определять модель поведения, давать консультации, разрешать правовой спор и проч. – с этой целью необходимо выполнить задания.

Многие из представленных заданий можно выполнять на уроке на этапе закрепления полученных знаний. Например, при рассмотрении темы «Источники права» необходимо обратить внимание школьников 9-х классов на известную юриспруденции аксиому «Закон не имеет обратной силы».С этой целью учитель рассказывает сущность действия закона во времени, а затем школьникам предлагается решить задачи:

1. Олег избил своего одноклассника 3 сентября. Причинил ему тяжкие телесные повреждения. По этому факту было возбуждено уголовное дело. 15 сентября в качестве меры по усилению борьбы с преступностью стал действовать новый закон, ужесточающий наказание за указанный вид деяния. Какие правовые нормы лягут в основу приговора суда о наказании Олега?

2. Николай был задержан органами милиции за кражу имущества 5 декабря. В связи с либерализацией политико-правового режима в стране 10 декабря был принят новый закон, смягчающий наказание за такой вид деяния. Нормами какого закона будут руководствоваться при вынесении решения по делу Николая?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)