Письменная речь

Кроме устной речи, заслуживает внимания как привычное сочетательно-рефлекторное движение письменная речь. Как известно, письмо в огромном большинстве случаев выполняется правою рукою, что находится в прямом отношении с развитием правшества.

Что касается до причины этого последнего, то это является еще вопросом не окончательно разрешенным и составляет предмет изучения детской психологии. Baldwin еще в 1895 г, сделал интересные исследования над вопросом о происхождении правшества и левшества.

Наблюдая своих детей, Baldwin убедился, что в возрасте от б до 10 месяцев еще не имеется какого-либо преобладания правой или левой руки до тех пор, пока не требовалось от ребенка значительных мышечных усилии. На 7—8 месяце он заметил впервые предпочтение правой руки перед левой, когда от ребенка требовались значительные усилия. Это предпочтение одной руки перед другой он объясняет физиологическими причинами н ставит в зависимость от различия в развитии обоих полушарий мозга.

Cueddeckens делит всех людей на три группы. К наибольшей группе относятся люди с более высоким давлением крови в левом полушарии мозга, ко второй, очень малой по числу, относятся люди с одинаковым давлением в обоих полушариях головы и к третьей, довольно большой,— с высоким давлением в правом полушарии головы.

По автору, более сильному давлению крови соответствует и более сильная иннервация мышц в противоположной половине тела. Поэтому лица первой категории становятся правшами, а лица третьей категории — левшами. Здесь речь идет о законе наименьшей затраты усилия, управляющем всеми явлениями психологии н социологии, причем сбережение силы основывается на чувстве самосохранения, которое, по Ломброзо, является главенствующим чувством, объясняющим многие факты из детской невропсихики.

Мы не будем останавливаться здесь на туманности последнего объяснения, но все же нельзя не принять во внимание сравнительно большее давление крови для большинства лиц в левом, а не в правом полушарии в виде фактора, имеющего связь с более облегченной иннервацией, исходящей из левого полушария но сравнению с иннервацией правого полушария.

Мои наблюдения согласуются с тем, что первоначально, еще во второй половине первого года, начинает преобладать правая рука над левой лишь при значительных мышечных усилиях, например при поднятии вещи с полу и т.п., что, очевидно, зависит от большего развития мышц правой стороны, обусловленного относительно большим развитием левого полушария вследствие более благоприятных для него условий кровообращения.

Лишь со временем преобладание правой руки над левой становится окончательным.
Если мы имеем у некоторых лиц преобладание левой руки над правой, то причину этого следует искать или в преобладающем развитии левого полушария или, быть может, в условиях развития сонных и подключичных артерий, что, впрочем, нуждается в проверке путем тщательно собираемых наблюдений; для других случаев причину левшества могут создать и условия воспитания.

При исследовании письменной речи следует иметь в виду содержание письма, для чего лучше всего давать определенную тему, например река, лес, осень, весна, лето, и просить изложить все, что к ней относится, в определенное время, например, в течение 1/4 часа. По написанному отрывку можно будет определить последовательность изложения, богатство сочетаний и разнообразие содержания, грамматическую связь и правильность грамматических форм, орфографию, а также начертание букв, твердость или мягкость почерка, его размашистость или сжатость и другие особенности.

Следует также использовать письмо под диктовку и даже списывание. Здесь должно обращать внимание на точность передачи слышанного и виденного, те или другие пропуски, удвоения, ошибки и проч. В случае надобности может быть измерена скорость письма секундомером или даже простыми часами. Кроме того, специально устроенные перья дают возможность исследовать степень надавливания пера на бумагу.

Переходя к рассмотрению начертания букв или почерка в письме, нельзя не отметить прежде всего, что, по исследованиям Шег’а, большинство тех особенностей, которые встречаются в рукописях взрослых, могут быть отмечены уже у детей нак бы в зачаточном виде.

Таким образом, особенности почерка, выражающиеся расстоянием букв одной от другой, относи-тельным положением букв их связью, расстоянием слов одного от другого, относительной величиной различных букв, неодинаковостью отдельных частей букв, отношением их к строчкам и прибавочными особенностями в виде крючков, завитушек и различного рода вспомогательными знаками, начинают обнаруживаться уже с самого первого периода употребления руки для письма и лишь с течением времени асе более и более закрепляются я усиливаются, частью же видоизменяются в той или другой мере.

Заслуживают также внимания ошибки, которые делают при письме школьники. В этом отношении мы имеем исследования И, Сикорского, Offner’a, доктора Белицкого (из нашей лаборатории) и др. ОНпег делит ошибки при письме на четыре главные категории, Одни обусловливаются простым смещение слов. Например, ошибка Fch является результатом смешения Fee и Wch. Другая категория ошибок зависит от неправильного произношения.

Например, Sparch вместо Sprach Близкую к этому категорию образуют ошибки, обусловленные неправильностью местного диалекта. Например, Stam в Оберпфальце вместо Stamm> Наконец, четвертую категорию ошибок составляют, собственно, ошибки пера, зависящие от неправильного выполнения письма, следовательно, от неправильного направления иннервационных импульсов.

Профессор Сикорскии по ошибкам, которые им также были разгруппированы на несколько категорий, признавал возможным судить об умственном утомлении детей. Однако произведенные у нас исследования д-ра Белицкого не дали в этом отношении согласных с ним результатов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)