Переход от рефлекторной речи к психорефлекторной

Дальнейшим этапом в развитии языка служит приспособление путем сочетательной деятельности тех же рефлекторных звуков к внешним впечатлениям и внутренним состояниям, не возбуждающим простых звуковых рефлексов.

Речь идет здесь уже о развитии сочетательных рефлексов в области языка. Таковы междометия: а, ах, ага, о, ох, ого, и-ишь, у-ух, гм-гм, ну! и т. п., произносимые при соответствующих случаях как прямое воспроизведение рефлекторных звуков, обусловленное сочетательного деятельностью нервных цеятрон.

В дальнейшем сочетательные звуковые рефлексы осложняются прибавочными звуками и удвоениями, например: ба} ба-ба-ба, дй-да7 ого, ой, ой-ой-ой! и т. п, В развитии речи часть этих осложнений, несомненно, относится к области звукоподражания, как, например, му> мца, ку-ку, кукареку, там-тамt гонг, бух, трах-тарарах! и т. п. Иначе говоря, они должны быть рассматриваемы как р еп род у ктивн о- сочетательные рефлексы.

Эти рефлекторные, сочетательно-рефлекторные и репродуктивно-сочетательные, или подражательные, звуки состоящие из произношения одних гласных звуков или с участием согласных в виде слогов, собственно и образуют собою первичный звуковой язык человека, более или менее общий для всех вообще народов, вследствие чего и входящие в его состав звуки с небольшими вариациями могут быть открыты почти во всех языках земного шара.

В дальнейшем развитии языка науки, вызываемые путем простых сочетательных и продуктивно-сочетательных рефлексов, воспроизводятся путем личных импульсов, осуществляющих звуки с определенною целью, т. е. по личным потребностям.
Под влиянием личных же импульсов явилась необходимость и в дальнейшем осложнении и разнообразии звуков, которые, таким образом, превращаются в речевые символы или слова, усложняющиеся и дифференцирующиеся все более и более согласно общему закону эволюции.

Есть основание полагать, что первично слова, хотя и служат для обозначения определенных предметов, но одновременно служат и для других родственных предметов, являясь, таким образом,одновременно и видовым, и родовым символом.

В этом убеждают нас многочисленные примеры из области языка первобытных народов. Но постепенно благодаря все большему и большему развитию координации отдельных движений речевого аппарата звуковые символы под влиянием личных импульсов и соответственной потребности все более и более разнообразились, воспроизводя и видоизменяя путем различных сочетаний основные звуковые рефлексы, причем каждый народ вырабатывал производные основных рефлекторных звуков согласно тем условиям, которые создавались для него в различные периоды его исторического развития.

Важнейшим стимулом для развития языка народов, без сомнения, могла быть только обнаружившаяся при сообществе людей потребность в развитии символической реакции до соответствующей степени, так как благодаря слову сложные процессы нервно-психической деятельности становятся такими же символами для окружающих, как и более элементарная рефлекторная и сочетательно-рефлекторная или подражательная мимика и жестикуляция.

Само собою разумеется, что с развитием условий общежития и потребность в обмене впечатлений л личного опыта должна была возрастать все более и более, вследствие чего язык при усложнении жизни народа продолжал свое совершенствование и таким образом постепенно шаг за шагом первичная речь рефлекторных звуков, жестов и пантомим уступала место более удобной и более виртуозной словесной символической реакции.

Последняя, раз развившись, должна была, естественно, в своем совершествовании постоянно двигаться вперед в зависимости от опыта и внешних условий, которые окружала данное сообщество, данное племя или данный народ. Это совершенствование и переработка языка продолжаются до наших дней и, без сомнения, будут продолжаться и впредь, пока жив будет человек; они состоят частью в создании новых слов и словесных форм путем дифференцирования и обобщения прежних, частью в заимствовании слов и словесных форм одним народом от другого путем смешения языков, принадлежащих разным народностям, создавшим свой язык в зависимости от местных условий, окружающей природы и местных же условий общежития.

В том, что язык и до сих пор совершенствуется, не может быть, конечно, ни малейшего сомнения, и лишь дли иллюстрации мы можем привести здесь слова И, И. Срезневского, известного исследователя славянских языков: «Рассматривая множество слов, вновь образованных, нельзя не обратить особенного внимания на то, что как в западных наречиях славянских, так едва ли даже не более в нашем русском, создаются до сих пор слова совершенно новые, без всякого видимого пособия прежних общеупотребляемых корней.

Воображение народа творит их внезапно, безотчетно и между тем нередко так удачно, так ловко выражая понятия, что, несмотря на свое как будто случайное появление, они остаются в памяти .народной и занимают в ней место между словами необходимыми» бе. Нельзя, однако, согласиться с автором в том, что новые слова возникают без видимого пособия прежних. По крайней мере, в огромном большинстве случаев новые слова возникают, если не как новые звукоподражательные движения, то лишь в виде сочетательных рефлексов и путем дифференцировки, а в других случаях путем сочетательного обобщения уже употреблявшихся звуков.

Отношение между биологическим и онтогенетическим развитием речи в предыдущем изложении мы изобразили общий ход развития человеческой речи, как он представляется на основании биологического и объективно-психологического анализа:
Все те данные» которые мы собрали относительно детской речи, нам показывают, что подобные же этапы можно отметить и в онтогенетическом развитии человеческой речи.

Не касаясь вовсе вопроса о развитии речевой фонетики, отметим лишь на основании собственных наблюдений, что первоначально мы слышим у новорожденного младенца одни рефлекторные крики, состоящие из гласных звуков. Но уже вскоре к рефлекторным гласным звукам присоединяются дополнительно согласные звуки, образующие вместе друг с другом то, что известно под названием детского лепета. Затем можно отметить подражательное приобретение ребенком звуков и слов, произносимых взрослыми, и появление сочетательных рефлекторных звуков того или иного рода.

Позднее развиваются личные символические движения, как возникающие на основании личных сочетаний и воспроизведения рефлекторных сочетательно-рефлекторных и репродуктивных звуков. При этом и здесь должны быть приняты во внимание законы дифференцирования в обобществления уже сложившихся словесных символов. Само собою разумеется, что фонетика с возрастом изменяется в зависимости от развития артикуляции и более точного воспринятая речи взрослых.

Таким образом здесь звуковая речь развивается постепенно из рефлекторных звуков путем сочетаний, приводящих первоначально к аффективным восклицаниям. Затем развивающаяся речь ребенка многое черпает из простого звукоподражания, а позднее она развивается путем личного воспроизведения звуковых рефлексов и естественной дифференцировки и сочетательного обобщения последних.

Само собою разумеется, что развитие «отвлеченных» слов следует за развитием названий предметов, т. е. конкретных слов. Первоначально, как показывают наблюдения над развитием детской речи, многие слова я здесь являются одновременно и видовым назван иен, и родовым для целого ряда сходных предметов и лишь со временем благодаря закону дифференциации развиваются отдельные слова для видовых и родовых обозначении так же точно, как в других случаях видовое обозначение становится по закону сочетательного обобщения родовым названием.

В конце концов, развитая речь представляет собою не что иное, как ряд простых сочетательных и репродуктивно-сочетательных звуковых рефлексов разнообразного характера, постепенно все более и более усложняющихся путем дифференцирования и сочетательного обобщения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)