Писатель и историк искусства

Вазари написал свою историю искусства – как Колумб открыл Америку: ненароком, едучи к другой цели. То что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода “Vite“. В 1540 году Вазари принялся за сочинение “Жизнеописаний”, в сущности – собраний биографических рассказов наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Ренессанса.

Писатель не обязан аннотировать бытовой рассказ и даже историческую повесть ссылками на использованный материал. Эта радость оставляется
потомкам и исследователям. Вазари поступает так же: он рассказывает, а не доказывает. Поэтому так глухи и скупы его указания на источники, откуда он черпал сведения, и на сочинения, которым он подражал. Он предпочитает пользоваться неопределенностями: говорят, рассказывают, передают…

Это предоставляет величайшую свободу его двойственному намерению: дать вымыслам убедительность факта и фактам – яркость вымысла. Но там где таких фактов нет, Вазари ставит свое рассказывают – и сочиняет то что ему нужно, что имеет вид устной традиции, что иногда ею было и чаще – не было…

…Вазари, говоря по-баратынски, нашел “друга в поколении” и “ читателя в потомстве”. Его читали, потом изучали, ныне опять читают. Он занимал сперва, поучал затем и снова занимает теперь. Титула первого историка искусства не оспаривали у него все три с половиной столетия. Он удержал его по заслугам. Время вносило лишь поправки. Леонардо первым сделал попытку определить силу света в зависимости от расстояния. Его записки содержат первые возникшие в человеческом уме догадки о волновой теории света.

Найденные им, подчас на высоких горах, остатки морских животных явились для него доказательством перемещения суши и моря, и он первый категорически отверг библейское представление о времени существования мира. Леонардо вскрывал трупы людей и животных, и его многочисленные анатомические этюды поражают нас своей точностью, беспримерными в те времена познаниями. Он первым определил число позвонков в крестце у человека.

Интересно
Он хотел знать, как начинается и как кончается жизнь, и проделывал опыты с лягушками, у которых удалял голову и сердце и прокалывал спинной мозг. А некоторые его зарисовки фиксируют биение сердца свиньи, проколотого длинной шпилькой.

Его интересовала подвижность человеческого лица, отражающая подвижность человеческой души, и он стремился изучить во всех подробностях эту подвижность…Герцен очень точно сказал о подвижниках молодой науки эпохи Возрождения, которые в борьбе с пережитками Средневековья открыли человеческому уму новые горизонты:

“Главный характер этих великих деятелей состоит в живом, верном чувстве тесноты, неудовлетворенности в замкнутом круге современной им жизни, во всепоглощающем стремлении к истине, в каком-то даре предвидения”

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)