Педагогическое проектирование в физическом воспитании

В самом общем плане педагогическое проектирование есть мысленное конструирование и практическая реализация «потребного будущего» (того, что возможно, или того, что должно быть), то есть разработка модели предстоящей деятельности с заданными характеристиками (В. И. Загвязинский).

В настоящее время общепринято говорить о нескольких типах проектирования в образовании. Прежде всего, это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов, традициям, укладу и перспективам развития этнокультурных общностей в конкретном регионе.

Далее — это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности. И, наконец, собственно педагогическое проектирование — как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности (В. М. Монахов, В. Е. Радионов и др.).

Проектирование предполагает перевод педагогической системы, педагогического процесса и ситуации из одного состояния в качественно другое через создание целостного представления о деятельности, ее этапах, процессуальной и результативной сторонах.

Педагогическое проектирование выступает средством осмысления, анализа прежних подходов и поиска новых смыслов и новых ценностей в педагогической деятельности. Поскольку исследование любого объекта с точки зрения деятельности предполагает изучение ее цели, объекта, субъекта, средств, методов и результата, рассмотрим подробнее эти компоненты для педагогического проектирования.

Цель, будучи идеальным представлением конечного результата, служит основной предпосылкой проектировочной деятельности. Известно, что проблема есть концентрированное выражение противоречий между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью науки своевременно их удовлетворить.

Поэтому основополагающий смысл проектирования видится в выполнении социального заказа, что требует предельной конкретизации, т. е. описания, обеспечивающего измеримость, достижимость, гибкость и конкретность целей.

В качестве объекта проектирования выступает, как правило, определенная педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования и т. д. Такое ограничение связано с тем, что в педагогике многие процессы плохо управляемы, неоднозначны, и потому их проектирование зачастую малоэффективно.

Даже имея внешне традиционное выражение, объект проектирования должен строиться на новой идее, ибо потребность в проектировании возникает при условии, если найдена новая возможность решения существующей проблемы. Создание известного низводит проектирование до уровня обычной разработки той или иной педагогической конструкции.

Субъектом проектирования выступает педагог или группа специалистов. Каким бы ни был этот субъект, он должен обладать следующими специфическими чертами:

  • творческим мышлением и способностью к изобретательству;
  • профессионализмом и высокой
    работоспособностью;
  • общественно значимыми ценностными ориентациями;
  • способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.

Средства проектирования, как любой деятельности, можно условно разделить на материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты, документация, технические средства, схемы, таблицы и т. д. Ко вторым — общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук и т. д.

Методы проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования (объективные критерии), но и от особенностей самих субъектов, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики (субъективные критерии). В частности, к ним относятся эвристические методы решения изобретательских задач, моделирование, методы квалиметрии и т. д.

Результатом проектирования является педагогический проект, функциональная специфика которого зависит от следующих условий: состояния среды, особенностей субъектов, занятых подготовкой конкретного проекта, функциональных связей между элементами проекта, возможностей его эффективного использования, ожидаемых результатов.

В теории педагогического проектирования выделяют прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами; модель мониторинга — для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.

В ходе педагогического проектирования следует придерживаться принципа человеческих приоритетов, то есть ставить человека в центр образовательного процесса, и принципа саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций, то есть учитывать их способность быть динамичными и гибкими в соответствии с изменяющимися условиями (М. В. Буланова-Топоркова).

Основными принципами при проектировании педагогической технологии могут быть: диагностичное целеполагание; минимизация содержания обучения; создание средств для деятельности, адекватной содержанию и целям обучения; формирование у обучающихся специфических, присущих данному содержанию методов и способов мышления и деятельности; обобщенность методики обучения (В. П. Беспалько).

Для осуществления проектирования необходим определенный педагогический опыт и сформированное педагогическое мышление, только тогда можно рассчитывать на результат, соответствующий поставленной цели.

Чаще всего выделяют следующие уровни педагогического проектирования: концептуальный, технологический, операционный и уровень реализации. Причем с переходом на более локальный уровень происходит уменьшение масштаба проектных задач и объектов проектирования, но возрастают требования конкретности решений (Е. И. Машбиц).

Педагогическое проектирование в физическом воспитании касается следующих основных направлений:

  • проектирование систем, процессов, технологий физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях;
  • проектирование систем, процессов, технологий физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работы с лицами различного возраста и пола на производстве и по месту жительства;
  •  проектирование систем, процессов, технологий физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работы с лицами, имеющими ограниченные возможности.

Опорная схема собственно педагогического проектирования всфере физического воспитания может состоять из четырех основных уровней (этапов): концептуального, конструктивно-технологического, конструктивно-операционального и рефлексивно-деятельностного.

На концептуальном уровне педагог-исследователь осуществляет постановку проблемы и формулирует основную идею преобразований в сфере физического воспитания, которая должна соответствовать концептуальной направленности деятельности образовательного или иного учреждения. Опыт показывает, что именно на этом этапе педагоги физического воспитания испытывают довольно большие трудности.

К примеру, поскольку цель и задачи Федеральной программы по дисциплине «Физическая культура» задают лишь общие направления деятельности, не отражая специфики воспитательно-образовательного процесса и механизмов достижения цели, педагогу следует осуществить конкретизацию цели с учетом возможностей и потребностей обучающихся, ресурсного обеспечения конкретного образовательного учреждения, а также традиций развития физической культуры и спорта в регионе.

Педагог должен ответить на вопрос: «С каким контингентом учащихся (занимающихся) на основе какой ведущей модели физического воспитания он будет работать?» Следует отметить, что в рамках оздоровительно-адаптивной модели основной акцент делается на развитие телесно-двигательного потенциала человека с учетом его природы, в рамках социально ориентированной — на формирование телесно-двигательного потенциала с учетом требований общества.

Приоритеты социально ориентированной модели связаны со становлением целостного (духовнотелесного) человека культуры, а спортивно-рекреативной — со становлением физкультурно-спортивного стиля жизни человека в гармонии с природой и социумом.

Вышеизложенное в свою очередь поможет педагогу более точно определить цели, принципы, содержание, средства, методы и формы проектируемого воспитательно-образовательного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)