Метод проектов в практике физического воспитания

Метод проектов (МП) — определенная совокупность учебнопознавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов.

МП как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, взаимодействие на основе сотрудничества.

Идея метода проектов заключается в нахождении разумного баланса между академическими знаниями и прагматическими умениями (связать теорию с практикой) или в рациональном сочетании теоретических знаний и практических навыков при решении конкретных проблем окружающей действительности.

Метод проектов позволяет развивать у обучающихся способность творчески и критически мыслить,  работать с различными источниками информации,  эффективно планировать свою деятельность и работать в команде.

Метод проектов как педагогическая технология имеет свои ограничения.

Во-первых, гиперболизируя значение метода как инструмента связи образования с жизнью, можно утерять связь образования с культурой (необходимо помнить не только о развитии прагматических способностей, но и об осмысленности происходящего, об устремленности к новому, к креативности).

Во-вторых, в основе использования метода заложено некоторое противопоставление фундаментальному знанию (система проектов должна быть ориентирована как на получение практических навыков, так и на освоение базовых знаний).

В-третьих, организуя проектную деятельность, следует помнить не только о целях и инструментах деятельности, но о личностных смыслах ее субъектов и среде его реализации.

Родоначальником метода проектов был В. Х. Килпатрик — американский педагог-новатор, разработавший метод на основе философско-педагогический концепции Дж. Дьюи.

Метод проектов широко применялся в советской школе еще в 1920-е гг. и составлял технологическую основу реализации программ ГУСа. Он представлял собой более или менее длительное обследование объекта разновозрастной группы, добровольно выбравшей одну из тем: «Город осенью», «Осенние работы в деревне», «Заготовка запасов» и др. А. В. Луначарский объяснял эту работу следующим образом:

«Школа приходит на фабрику, рассыпается на группы, расходится по разным цехам для работы и через несколько дней меняется. Когда дети возвращаются в школу, они суммируют свои знания путем рефератов, споров, потом учитель объединяет все в одну картину. Спрашивает одного, другого и у них фиксируется в памяти, что такое «фабрика». И если ученик скажет: «Вы никогда не объясните того, что я видел в котле и подробно осмотрел», то в этом и будет состоять положительный результат работы по методу проектов».

Развитие метода проектов связано с педагогической деятельностью В. Н. Шульгина, М. В. Крупениной, Б. В. Игнатьева. Но провозглашение метода проектов универсальным средством преобразования школы учебы в школу жизни привело к снижению общеобразовательной подготовки учащихся.

Универсализация метода проектов была осуждена в постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931 г.). В связи с чем, метод проектов более 50 лет не применялся в педагогической практике России. За рубежом (США, Англия, Германия, Дания и др.) все эти годы проектный метод развивался и совершенствовался. Сегодня в России наблюдается второе рождении метода проектов.

При организации процесса обучения с использованием метода проектов следует помнить, что проекты бывают разные.

Е. С. Полат при классификации проектов учитывает следующие типологические признаки:

  • характер доминирующей в проекте деятельности: поисковая (поисковый проект), исследовательская (исследовательский проект), творческая (творческий проект), ролевая (игровой проект), прикладная или практико-ориентированная (практико-ориентированный проект), ознакомительно-ориентировочная (ориентировочный проект);
  •  предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект (на стыке различных областей);
  • характер координации проекта: с открытой (явной) координацией, со скрытой координацией;
  • характер контактов: внутренний, региональный, международный;
  • количество участников проекта: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый;
  • продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочный (до нескольких месяцев).

Й. Шнайдер выделяет такие типы проектов: внутришкольный проект: предполагает выполнение учебных заданий по индивидуальному образовательному маршруту с практической ориентацией и рассчитан на учащихся, которые хотят ускорить окончание школы, выбирая учебные программы в соответствии со своими интересами. Проект, выходящий за рамки школы: для учащихся, которые хотят получить предпрофессиональную подготовку.

Внешкольный проект: для выпускников школ, безработных или «трудных подростков», которые хотят принять участие в профессиональном образовании и могут быть приняты в проект через службы по трудоустройству и другие организации.

Ю. В. Киримова классифицирует проекты:

  •  по профессиональной направленности: коммуникационные, экологические, социальные, экскурсионные и др.;
  •  по взаимозависимости с другими проектами: обособленные, сквозные, спиралевидные, аналогичные;
  • по уровню самостоятельности выполнения: выполняемый совместно с преподавателем, выполняемый совместно с преподавателем и другими учащимися, выполняемый вместе с другими учащимися без руководства преподавателя, выполняемый в основном самостоятельно; по времени: в учебное время (текущие, итоговые), во внеучебное время, частично в учебное и внеучебное время;
  • по конечному результату: материальные, личностные и др.;
  • по форме и методам организации обучения: деловая игра, практическая работа и др.

Однако в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых сочетаются различные признаки (например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские проекты). Каждый тип имеет свой вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать признаки и характерные особенности каждого из них.

При всем многообразии проектов можно выделить ряд общих требований, которые необходимо учитывать при использовании проектного метода:

  1. Наличие социально и личностно значимой для обучающихся проблемы, которая не предлагается в готовом виде, а с помощью различных методов и приемов субъекты деятельности подводятся к самостоятельной ее формулировке, самоопределению.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимости предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельность в деятельности обучающихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта с указанием
    поэтапных результатов.
  5.  Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

Реализация метода проектов в практике высшей школы ведет к изменению позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности студентов исследовательского, поискового, творческого характера.

  •  определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотез решения поставленных задач;
  • обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов и т. д.);
  • обсуждение вариантов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных, формулировка выводов;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация и обмен опытом;
  • выдвижение новых проблем исследования.

В итоге из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности  студентов.

Параметрами внешней оценки проекта, согласно Е. С. Полат, могут стать:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность
    их изучаемой тематики;
  •  корректность используемых методов исследования, обработки
    получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповом
    методе);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина исследования проблемы;
  • привлечение знаний из других областей;
  •  доказательность принимаемых решений, умение аргументировать
    свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)