Мониторинг качества физического воспитания

Переход массовой педагогической практики от традиционного технократического к современному гуманистически ориентированному физическому воспитанию актуализировал проблему повышения его качества.

Качество образования — это его системная характеристика, отраженная в показателях и критериях оценки процесса (или) результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и (или) результата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом.

Качество образования определяется совокупностью его свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.

В широком смысле качество образования предполагает следующие составляющие: качество реализации образовательного процесса через уровень мастерства преподавателя и уровень достижений учащихся в образовательном процессе, качество условий реализации образовательного процесса и качество управления системой образования в регионе.

Чаще всего выделяют два основных подхода к оценке качества образования. Первый подход — технократический, который направлен на технологию оценивания. Второй подход — гуманистический, который ориентирован на обеспечение потребности обучающегося в объективной оценке качества его образования.

Сторонники технократического подхода критериями качества образования считают успеваемость и условия организации образовательного процесса. Оценку качества образования осуществляет в основном педагог (управленец, администратор и др.), который зачастую не доводит содержание критериев оценки и результатов оценивания до сведения потребителя образовательных услуг.

Студент в этом подходе рассматривается, в первую очередь, как «сырье» для образовательного учреждения, а затем как потребитель качества образования. «Основное предназначение технократического подхода в образовании состоит в выявлении и обеспечении реальных потребностей обучающихся путем отбора качественного «сырья» и доведения его до качественного «продукта».

В рамках гуманистического подхода критерием качества образования является уровень самореализации личности в деятельности. Оценка качества образования предназначена для объективной фиксации результата подготовки специалиста, которая нужна как студенту, так и преподавателю.

В рамках гуманистически-ориентированного физического воспитания оценка качества учебно-воспитательного процесса должна осуществляться по единым, понятным для преподавателя и студента критериям.

Студент должен владеть как общей информацией о связи обучения с основными профессиональными задачами, так и частной — о содержании, формах и результатах контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, о целевых ориентирах как целостного учебно-воспитательного процесса, так и конкретизированных задачах самоподготовки с учетом индивидуального уровня мотивации, методической и физической подготовленности.

Опыт показал, что для проектирования гуманистически ориентированного физического воспитания недостаточно хаотичных, эпизодических данных о его субъектах, а требуется целенаправленное и систематическое отслеживание (мониторинг) динамики их состояния в контексте решения всего комплекса оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Мониторинг — процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых критериев и показателей. В зависимости от выбранного объекта мониторинга возникают специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике.

Мониторинг как механизм отслеживания каких-либо изменений имеет одинаковые признаки в любой сфере деятельности, но каждая сфера вносит свои особенности в содержание, организацию, осуществление мониторинга и практическое использование мониторинговой информации.

Наиболее существенными характеристиками педагогического мониторинга являются:

  • непрерывность изучения того или иного объекта;
  • длительность и систематичность отслеживания;
  • целенаправленность мониторинговой деятельности;
  • целостность системы мониторинга.

Структуру мониторинга образуют взаимосвязанные элементы: цель, задачи, методы и принципы сбора информации, оценка и анализ полученной информации, прогнозирование и проектирование идеальной модели.

Мониторингу гуманистически ориентированного физического воспитания присущи следующие функции:

  • информационная — обеспечивает сбор и доступность достоверной информации о результатах и условиях эффективности процесса физического воспитания преподавателям, студентам, органам управления;
  • аналитико-оценочная — отвечает за анализ и оценку особенностей и перспектив осуществления воспитательно-образовательного процесса, устанавливает значимость полученных результатов, и
    их соответствия целям и задачам образовательной деятельности студентов;
  • стимулирующе-мотивационная — заключается в позитивном воздействии собранной информации на субъектную активность участников образовательного процесса;
  • контролирующая — заключается в постоянном отслеживании образовательных результатов и условий УВП, сравнении их с исходными и ожидаемыми (обратная связь), а также в контроле за исполнением запланированных мероприятий;
  • прогностическая — связана с возможностью достоверно представить общую картину развития наблюдаемого явления в перспективе и разработать ближайшие и отдаленные планы преобразования педагогического процесса по физическому воспитанию;
  • корректирующая — заключается в незамедлительном реагировании на выявленные проблемные зоны через изменения в содержании и организации учебно-воспитательного процесса;
  • фасилитативная — заключается в стимулировании физкультурноспортивной активности студентов на основе рефлексии данных о себе, полученных в ходе диагностических процедур, осознании своего «Я» и разработке стратегий физкультурно-спортивного самосовершенствования.

Стратегической целью мониторинга является повышение качества физического воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)