Мониторинг качества физического воспитания
Переход массовой педагогической практики от традиционного технократического к современному гуманистически ориентированному физическому воспитанию актуализировал проблему повышения его качества.
Качество образования определяется совокупностью его свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.
В широком смысле качество образования предполагает следующие составляющие: качество реализации образовательного процесса через уровень мастерства преподавателя и уровень достижений учащихся в образовательном процессе, качество условий реализации образовательного процесса и качество управления системой образования в регионе.
Чаще всего выделяют два основных подхода к оценке качества образования. Первый подход — технократический, который направлен на технологию оценивания. Второй подход — гуманистический, который ориентирован на обеспечение потребности обучающегося в объективной оценке качества его образования.
Сторонники технократического подхода критериями качества образования считают успеваемость и условия организации образовательного процесса. Оценку качества образования осуществляет в основном педагог (управленец, администратор и др.), который зачастую не доводит содержание критериев оценки и результатов оценивания до сведения потребителя образовательных услуг.
Студент в этом подходе рассматривается, в первую очередь, как «сырье» для образовательного учреждения, а затем как потребитель качества образования. «Основное предназначение технократического подхода в образовании состоит в выявлении и обеспечении реальных потребностей обучающихся путем отбора качественного «сырья» и доведения его до качественного «продукта».
В рамках гуманистического подхода критерием качества образования является уровень самореализации личности в деятельности. Оценка качества образования предназначена для объективной фиксации результата подготовки специалиста, которая нужна как студенту, так и преподавателю.
В рамках гуманистически-ориентированного физического воспитания оценка качества учебно-воспитательного процесса должна осуществляться по единым, понятным для преподавателя и студента критериям.Студент должен владеть как общей информацией о связи обучения с основными профессиональными задачами, так и частной — о содержании, формах и результатах контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, о целевых ориентирах как целостного учебно-воспитательного процесса, так и конкретизированных задачах самоподготовки с учетом индивидуального уровня мотивации, методической и физической подготовленности.
Опыт показал, что для проектирования гуманистически ориентированного физического воспитания недостаточно хаотичных, эпизодических данных о его субъектах, а требуется целенаправленное и систематическое отслеживание (мониторинг) динамики их состояния в контексте решения всего комплекса оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Мониторинг как механизм отслеживания каких-либо изменений имеет одинаковые признаки в любой сфере деятельности, но каждая сфера вносит свои особенности в содержание, организацию, осуществление мониторинга и практическое использование мониторинговой информации.
Наиболее существенными характеристиками педагогического мониторинга являются:
- непрерывность изучения того или иного объекта;
- длительность и систематичность отслеживания;
- целенаправленность мониторинговой деятельности;
- целостность системы мониторинга.
Структуру мониторинга образуют взаимосвязанные элементы: цель, задачи, методы и принципы сбора информации, оценка и анализ полученной информации, прогнозирование и проектирование идеальной модели.
Мониторингу гуманистически ориентированного физического воспитания присущи следующие функции:
- информационная — обеспечивает сбор и доступность достоверной информации о результатах и условиях эффективности процесса физического воспитания преподавателям, студентам, органам управления;
- аналитико-оценочная — отвечает за анализ и оценку особенностей и перспектив осуществления воспитательно-образовательного процесса, устанавливает значимость полученных результатов, и
их соответствия целям и задачам образовательной деятельности студентов; - стимулирующе-мотивационная — заключается в позитивном воздействии собранной информации на субъектную активность участников образовательного процесса;
- контролирующая — заключается в постоянном отслеживании образовательных результатов и условий УВП, сравнении их с исходными и ожидаемыми (обратная связь), а также в контроле за исполнением запланированных мероприятий;
- прогностическая — связана с возможностью достоверно представить общую картину развития наблюдаемого явления в перспективе и разработать ближайшие и отдаленные планы преобразования педагогического процесса по физическому воспитанию;
- корректирующая — заключается в незамедлительном реагировании на выявленные проблемные зоны через изменения в содержании и организации учебно-воспитательного процесса;
- фасилитативная — заключается в стимулировании физкультурноспортивной активности студентов на основе рефлексии данных о себе, полученных в ходе диагностических процедур, осознании своего «Я» и разработке стратегий физкультурно-спортивного самосовершенствования.
Стратегической целью мониторинга является повышение качества физического воспитания.
- Метод проектов в практике физического воспитания
- Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса студентов
- Педагогическое проектирование в физическом воспитании
- Модели физического воспитания
- Ключевые понятия современного физического воспитания
- Задачи физического воспитания в контексте тенденций развития современного образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу