Ключевые понятия современного физического воспитания

Нововведения или инновации характерны для любой сферы человеческой деятельности и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации в образовании сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных педагогов и целых коллективов.

Инновация в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

В начале XX в. возникла новая область знания, инноватика — наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических новшеств в сфере материального производства. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося (В. А. Сластенин).

Новация — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т. п.), а инновация — это процесс освоения этого средства. Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 1980-х гг. XX в. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, ее понятийное поле стали предметом специальных исследований. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация».

Инновация — распространение новации, ее проникновение в практику, процесс освоения новшества, предполагающие его творческое осмысление и овладение методами его использования (В. И. Загвязинский).

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Нововведения — это качественно новые состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику научных достижений, при использовании передового педагогического опыта.

Следует развести понятия «реформа» и «инновация». Реформа — это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью.

Инновация — это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае — научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализации связанных с этим изменений в социально педагогической среде.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определенной новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект успешного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Изучение инноваций в физическом воспитании предполагает уточнение его ключевых понятий через антропологическое и онтологическое рассмотрение человека в единстве телесно-душевнодуховных составляющих и целостности, но не равнозначности природной и социокультурной среды его бытия.

Понятие «телесности» связано с человеческим организмом, обладающим множеством биологических, физических и эстетических свойств, совокупность которых характеризует человека как объект материального мира.

Телесное бытие человека связано с понятием «индивид», которое согласно Б. Г. Ананьеву, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Человек как индивид представляет природный организм и в этом качестве является предпосылкой становления психического через его взаимодействие с другими объектами внешнего мира.

Душевная жизнь человека связана с понятием «субъектности», как способности человека быть распорядителем и организатором деятельности, общения, поведения. Стать субъектом определенной деятельности, значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию, стать субъектом собственной жизни, значит осознать ее смысл, быть способным к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию.

«Человек как субъект, — пишет А. В. Брушлинский, — это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного».

В философско-психологической литературе духовное начало человека обычно связывают с понятиями «личность» и «индивидуальность», с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Человек духовен в той мере, в которой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними.

«Понятие личности, — писал А. Н. Леонтьев, — выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся…».

Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать индивидуальность как уникальную самобытную личность, реализующую себя в творческой деятельности, фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, субъекта и личности.

Вопрос, что же является вершиной телесно-душевно-духовной целостности человека в отечественной психологии прояснился с конца 1960-х гг., когда получили признание взгляды B. C. Мерлина об интегральной индивидуальности, согласно которым соматопсихическая целостность человека подразделяется на пять иерархических уровней: анатомо-физиологический; психодинамический; процессуально-психологический; личностный; социально-психологический, причем каждый последующий уровень вбирает в себя предыдущие.

Таким образом, будучи биосоциальным существом, человек вместе с тем не является зеркальным отражением ни природы, ни социума, а представляет собой то «особенное: генотип-личность», которое функционирует в рамках «всеобщего: природа-культура», и проявляет свою неповторимую целостность как «единичное: индивидуальность» в субъектно опосредованном образе жизни.

Образ жизни — это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека, который характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающих его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Будучи обусловленным в значительной степени социальноэкономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни рассматривается через три категории: уровень, качество и стиль жизни.

Оценивая роль каждой из категорий образа жизни в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер, определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

Стиль — понятие междисциплинарное. Современный филосовский словарь дает определение понятия «стиль» как «характерное физиогностическое единство каких-либо явлений человеческой жизни и деятельности, типичная форма его проявления». Методологи на основе анализа содержания понятия «стиль» в разных науках считают, что границы его применения, хоть и расплывчаты, но не беспредельны. Под стилем понимается устойчивая целостность, характерное единство, система приемов и средств деятельности; либо характеристика продукта творчества, либо своеобразное самопроявление личности как субъекта деятельности.

Физкультурно-спортивный стиль жизни — способ самовыражения индивидуальности человека в жизнедеятельности средствами физической культуры и массового спорта, детерминированный его психофизиологическими особенностями, мировоззрением и субъектной активностью, природной и социокультурной средой.

Чаще всего под окружающей средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека. Среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам. В литературе отмечается наличие «множества сред», в которых происходит становление субъектности человека — социокультурная, образовательная, физкультурно-спортивная, непосредственно культурная среда той общности, куда включен человек (например, семья, референтная группа) и т. д.

Физкультурно-спортивная среда — это совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в природном и социокультурном окружении.

При этом субъект вступает во взаимодействие со средой в трех важнейших аспектах: осваивает природную и культурную среды; функционирует в среде как носитель и выразитель ее ценностей; создает среду, будучи активным субъектом природы и культуры.

Как известно, природа представляет собой совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Под культурой принято понимать совокупность результатов преобразующей деятельности человека, способствующей прогрессу человечества, искусственно созданных им объектов, способов, порядков в дополнение к природным.

Критерии различия между социумом и культурой заключаются в том, что культура практически не может воспроизвести сама себя. Это общество воспроизводит себя в следующих поколениях как специфическую социальную целостность посредством трансляции своей культуры.

Следует отметить еще два важных аспекта соотнесенности природы и культуры: во-первых, культуру природопользования (экологическую культуру) людей; во-вторых, культуру физического воспроизводства, реабилитации и физической рекреации самого человека как биологического существа, отражающих разумную меру допустимости искусственного вмешательства в окружающую природу (выработка принципов неразрушающей эксплуатации ландшафтов) и в биологическую природу самого человека (принципы самоценности жизни человека, природосообразности, адекватности
тренировочных воздействий и т. д.).

Физическая культура — это вид (подсистема) общей культуры, качественная сторона деятельности (творческой) по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического  совершенствования человека по самореализации его физических и духовных способностей (сил) и ее социально значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Именно единство ценностного, функционального и деятельного аспектов содержания физической культуры способствует пониманию ее интегративной, человекотворческой, духовно-физической сущности.

Каждому человеческому сообществу присуща специфическая культура, нормы и ценности которой молодыми поколениями генетически не наследуются, а усваиваются через систему образования (воспитания) с соответствующими общественному укладу целями и способами их достижения.

Образование — это социально-генетический механизм постоянной передачи культуры последующим поколениям, предопределяющий становление личности. Образование — это уникальный социальный институт, призванный развивать человека, общество и культуру, формируя ценности и идеалы, мировоззренческие позиции, конструирующие как будущую культуру и общество ее питающее, так и судьбу отдельных людей.

Физическая культура и образование (воспитание) человека в сфере культуры физической находятся в таких же связях и отношениях как культура и образование человеческого сообщества. Содержание образования представляет собой слепок культуры, отражающий основные ценности, знания, технологии и инновации определенного социума.

Физическое воспитание в широком социальном смысле это целостное формирование человека в процессе освоения им всей совокупности ценностей физической культуры (интеллектуального, двигательного, технологического и мобилизационного характера).

Причем физическое воспитание в широком смысле слова включает в себя и целенаправленно организованный на базе образовательных учреждений процесс, и самообразование человека, и стихийное влияние на становление личности природной и социальной среды.

В общепедагогическом смысле физическое воспитание — это специально организованный процесс и результат овладения ценностями физической культуры, целостное становление человека в ее контексте. В узком смысле физическое воспитание подразумевает формирование направленности личности на освоение ценностей физической культуры.

Ядром физического воспитания является специально организованная двигательная (физкультурно-спортивная) деятельность, направленная на достижение физкультурного совершенства человека.

При этом физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) — это целенаправленная социальная деятельность, разрешающая противоречие между актуальным и потенциальным уровнями физкультурного совершенства, через удовлетворение личностно и общественно значимых потребностей человека в условиях различных форм социальных отношений (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, Ю. М. Николаев, В. И. Столяров и др.).

Физкультурно-спортивная деятельность как всякая другая осуществляется субъектом на основе удовлетворения социально и личностно значимых физкультурно-спортивных потребностей, мотивации и целеполагания через реализацию внутренних (мыслительных) и внешних (моторных) действий, сопровождающихся оценкой, коррекцией и переживанием определенных отношений к процессу и результатам деятельности.

Многообразие видов физкультурно-спортивной деятельности определяется разнообразием культурных практик человека, обеспечивающих удовлетворение его витальных, материальных, социальных и духовных потребностей: лечебная, оздоровительная, реабилитационная, адаптивная, учебная, спортивная, рекреативная, профессионально-прикладная и др.

Анализу сущности спорта как культурного феномена посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов. Однако до настоящего времени в отечественной и зарубежной литературе нет единства взглядов по этому вопросу.

В. М. Выдрин, Б. В. Евстафьев определяют спорт как уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества.

Следует отметить, что существует разделение спорта на учебный, массовый и профессиональный.

Учебный спорт ориентирован на физическое развитие и физическую подготовленность человека через применение различных по своей структуре и направленности двигательных действий, регламентированных правилами видов спорта, в системе основного образования.

Цели массового спорта связаны с физическим и духовным совершенствованием человека и организацией культурного досуга.

Целевым ориентиром профессионального спорта является спортивный результат, средством достижения цели — участие в соревнованиях, а методом — спортивная тренировка, как компонент целенаправленного учебно-тренировочного процесса, которая, особенно на этапе высшего мастерства, связана с максимальными нагрузками, имеющими психофизиологические и возрастно-половые ограничения.

В нашем пособии речь будет идти об учебном и массовом спорте и физической рекреации.

Рекреация физическая — это отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, охватывающей различные виды двигательной деятельности (физическую культуру, спорт, туризм), способствующих гармоничному развитию личности.

Спортивно-рекреативная деятельность — это специально организованная двигательная деятельность в целях поддержания здоровья, восстановления работоспособности, физического и духовного совершенствования человека.

Совершенствование современного физического воспитания предполагает введение в учебно-воспитательный процесс инновационных подходов, технологий и методов.

Подход в педагогике представляет собой ориентацию учителя или руководителя образовательного учреждения, побуждающую его к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Педагогическая технология — это отработанная система операций и действий, с наибольшей вероятностью получения искомых результатов, алгоритм педагогического процесса, используемый в типовых условиях.

Таким образом, трансформация педагогической сферы оказала существенное влияние на понятийное поле физического воспитания, в котором сегодня расставляются акценты в пользу развития не только биологической, но и социокультурной природы человека. Наряду с уточнением устоявшихся понятий, вводятся относительно новые, но чрезвычайно актуальные для дальнейшего развития физического воспитания понятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)