Педагогические технологии моделирования
Среди наиболее часто декларируемых инновационных технологий специалисты называют педагогические технологии моделирования и игры.
Как показывают исследования, эти технологии, во-первых, дают высокие устойчивые положительные результаты, а во-вторых, к сожалению, большинство (по самооценкам примерно 75%) учителей не владеют этими технологиями на профессиональном уровне.
Как и многие другие, указанные технологии склонны к синтезу и взаимопроникновению, проявляющихся в использовании игровых форм в моделировании тех или иных процессов и явлений или наоборот – использовании различных моделей в организации игровых ситуаций.
В настоящее время можно говорить о развитии такой интегративной технологии как технология игрового моделирования.
Рассмотрим определение понятия «модель», которое развивалось и дополнялось, отражая различные его стороны и особенности.
Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.
Модель – это некоторая структура знаний, которая, во-первых, играет существенную роль в планировании наших предстоящих действий, во-вторых, позволяет нам использовать в таких действиях ранее приобретенные знания.
Модели являются аккумуляцией предшествующего опыта, полученного в сходных ситуациях.
Первые отражают реально существующую ситуацию, в которой отображаются существенные черты объекта. Вторые обозначают возможности ее реализации, ведущие к приближению существующей реальности, к идеальному представлению о ней, отраженному в теоретической модели. Помимо этого в научной литературе предложены описательные, оценочные, проектные и графические виды моделей.
В.Э. Штейнберг акцентирует внимание на логико-смысловых моделях, связанных с пониманием явной (педсистема) и неявной (скрытые факторы) педагогической реальности.
Анализируя аспект многомерности, В.Э. Штейнберг выделяет наиболее распространённые в природе, математике и информатике её структуры. Таковыми, по его мнению, являются «солярные» (многолучевые) и «сеточные» (матричные) структуры.
В качестве методологических оснований инструментальной дидактики В.Э. Штейнберг предлагает два подхода: многомерное представление знаний (многомерно-деятельностный подход) и инструментальная поддержка деятельности (рефлексивно-регулятивный подход), благодаря которым возможно «встроить» важные операции анализа и синтеза для логико-смыслового моделирования знаний, посредством чего формируется конструктивно-творческая доминанта в совместно-диалогической продуктивной деятельности.
Выделяют следующие теоретические положения процедуры моделирования:
- модель есть средство научного познания и выполняет не только констатирующую функцию, но и функцию прогнозирующую – в их взаимосвязи и взаимозависимости;
- модель в общих чертах соответствует оригиналу и выступает как таковой его «заменитель», который в некотором отношении более удобен для изучения, а полученные в процессе изучения данного «заменителя» сведения можно перенести на исходный объект;
- модель и ее прототип являются системами, характеризующимися общими существенными структурами, свойствами и определенными отношениями;
- модель отражает только те свойства своего «оригинала», которые существенны в плане конкретного научного исследования;
- содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, которые непосредственно не наблюдаются.
Важно подчеркнуть, что модели выступают как эвристические конструкции, с помощью которых:
- структурируется целостное понимание мира;
- организуется восприятие вновь обретенного субъектом образовательного процесса знания;
- усваиваются требования развития познавательного процесса в границах определенной компетенции.
Моделирование – это совокупность методов построения моделей и изучение на них соответствующих явлений, процессов, систем и объектов.
Центральной процедурой системного анализа является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения.
Следует отметить, что проектируя любую образовательную среду педагог должен хорошо владеть различными психолого-педагогическими средствами.
Названное обеспечение невозможно без применения образовательных технологий, которые способствуют полноценному функционированию всех компонентов педагогического процесса и позволяют транслировать социокультурный опыт от педагога к обучающемуся.
- Контекстный подход
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Методика изучения педагогического опыта
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу