Педагогические технологии моделирования

Среди наиболее часто декларируемых инновационных технологий специалисты называют педагогические технологии моделирования и игры.

Как показывают исследования, эти технологии, во-первых, дают высокие устойчивые положительные результаты, а во-вторых, к сожалению, большинство (по самооценкам примерно 75%) учителей не владеют этими технологиями на профессиональном уровне.

Как и многие другие, указанные технологии склонны к синтезу и взаимопроникновению, проявляющихся в использовании игровых форм в моделировании тех или иных процессов и явлений или наоборот – использовании различных моделей в организации игровых ситуаций.

В настоящее время можно говорить о развитии такой интегративной технологии как технология игрового моделирования.

Рассмотрим определение понятия «модель», которое развивалось и дополнялось, отражая различные его стороны и особенности.

Модель (франц. modele – мера, образец) – любой образ, аналог (мысленный или условный, изображение, описание, схема, график, план, карта и т.п. какого-либо объекта, процесса или явления).

Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

Интересно
Модель – это не просто и не только отражение или копия некоторого состояния дел, но и предполагаемая форма деятельности, репрезентация будущей практики и освоенных форм деятельности.

Модель – это некоторая структура знаний, которая, во-первых, играет существенную роль в планировании наших предстоящих действий, во-вторых, позволяет нам использовать в таких действиях ранее приобретенные знания.

Модели являются аккумуляцией предшествующего опыта, полученного в сходных ситуациях.

Существует два типа моделей: теоретические и нормативные

Первые отражают реально существующую ситуацию, в которой отображаются существенные черты объекта. Вторые обозначают возможности ее реализации, ведущие к приближению существующей реальности, к идеальному представлению о ней, отраженному в теоретической модели. Помимо этого в научной литературе предложены описательные, оценочные, проектные и графические виды моделей.

В.Э. Штейнберг акцентирует внимание на логико-смысловых моделях, связанных с пониманием явной (педсистема) и неявной (скрытые факторы) педагогической реальности.

По В.Э. Штейнбергу, логико-смысловые модели (ЛСМ) «предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности».

Анализируя аспект многомерности, В.Э. Штейнберг выделяет наиболее распространённые в природе, математике и информатике её структуры. Таковыми, по его мнению, являются «солярные» (многолучевые) и «сеточные» (матричные) структуры.

В качестве методологических оснований инструментальной дидактики В.Э. Штейнберг предлагает два подхода: многомерное представление знаний (многомерно-деятельностный подход) и инструментальная поддержка деятельности (рефлексивно-регулятивный подход), благодаря которым возможно «встроить» важные операции анализа и синтеза для логико-смыслового моделирования знаний, посредством чего формируется конструктивно-творческая доминанта в совместно-диалогической продуктивной деятельности.

Выделяют следующие теоретические положения процедуры моделирования:

  • модель есть средство научного познания и выполняет не только констатирующую функцию, но и функцию прогнозирующую – в их взаимосвязи и взаимозависимости;
  • модель в общих чертах соответствует оригиналу и выступает как таковой его «заменитель», который в некотором отношении более удобен для изучения, а полученные в процессе изучения данного «заменителя» сведения можно перенести на исходный объект;
  • модель и ее прототип являются системами, характеризующимися общими существенными структурами, свойствами и определенными отношениями;
  • модель отражает только те свойства своего «оригинала», которые существенны в плане конкретного научного исследования;
  • содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, которые непосредственно не наблюдаются.

Важно подчеркнуть, что модели выступают как эвристические конструкции, с помощью которых:

  • структурируется целостное понимание мира;
  • организуется восприятие вновь обретенного субъектом образовательного процесса знания;
  • усваиваются требования развития познавательного процесса в границах определенной компетенции.

Моделирование – это совокупность методов построения моделей и изучение на них соответствующих явлений, процессов, систем и объектов.

Моделирование является ведущим методом системного анализа

Центральной процедурой системного анализа является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения.

Следует отметить, что проектируя любую образовательную среду педагог должен хорошо владеть различными психолого-педагогическими средствами.

Анализ педагогического опыта показывает, что наиболее значимым аспектом в проектировании образовательной среды является дидактическое обеспечение педагогического процесса.

Названное обеспечение невозможно без применения образовательных технологий, которые способствуют полноценному функционированию всех компонентов педагогического процесса и позволяют транслировать социокультурный опыт от педагога к обучающемуся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)