Педагогические приемы и средства работы с аудиторией на лекции

Для рассмотрения вопроса об использовании педагогических приѐмов и средств на лекции, условно выделим её этапы в той последовательности, в которой они возникают во время лекционного занятия.

Появление перед аудиторией. Не бывает двух первых впечатлений!

Эту хорошо известную мысль нужно учитывать, отправляясь на вводную лекцию к студентам, с которыми преподаватель встречается впервые.  И пока преподаватель заходит в аудиторию и идёт к своему рабочему месту, о нём уже сложится первое впечатление.

Оно появится ещё до того, как сформируется представление о его профессионализме, о том, как он проводит лекционные занятия и на сколько владеет содержанием учебной дисциплины.

Важно понимать, что данное впечатление может способствовать дальнейшему взаимодействию со студентами, а может выступить и препятствием, которое нужно будет преодолевать по ходу обучения.

Интересно
Приветствие. Вербальное общение с аудиторией начинается с приветствия: «Здравствуйте! Я очень рад приветствовать Вас на нашей лекции!».

Эти или другие близкие по смыслу слова в начале лекции задают тон для дальнейшего общения. Конечно, если кто-то не рад, или рад, но не очень, лучше воздержаться от употребления этого слова, т.к. ложь может быть воспринята невербально, а если человек в самом начале нам лжёт, ценность его слов резко падает.

Объяснение. Основной и содержательный этап лекции. Преподавая учебную дисциплину, необходимо знать её содержание. Сегодня нельзя рассчитывать прочитать полностью учебный курс по тетрадке или книге, как в средневековом университете.

Конечно, цитаты и точные формулировки можно зачитать по написанному, но это не должно распространяться на весь текст. В записях, конспекте преподавателя может быть план, заметки, некоторые идеи, цитаты, тезисы.

У начинающего преподавателя может быть и полный текст лекции, но не как основной, а как запасной вариант на случай, если, по неопытности, позабыл всё и сразу.

Завершить лекцию преподаватель может руководствуясь самыми разными способами: ответить на вопросы, провести обобщение содержания и даже сформулировать вопрос над которым нужно подумать, тем самым перебрасывая мостик к следующей лекции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)