Предварительная характеристика результатов образовательного процесса

Сколь бы ни критиковали зуновскую педагогику, а знание как было, так и остается одним из результатов образовательного процесса. И учитель в школе, и преподаватель в университете обеспечивают процесс возникновения знаний обучающихся.

С позиции традиционной педагогики знания как один из результатов обучения формируются вместе с умениями и навыками. Использование деятельностного, компетентностного подходов наряду с освоением учебных действий, способов деятельности, также предполагает освоение новых для обучающегося знаний.

Так, при формировании карт компетенций, которые используются при организации образовательного процесса в высшей школе, указывается, что в результате выпускник будет знать, что уметь и чем владеть.

В Российской педагогической энциклопедии знания рассматриваются как «проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Знания фиксируются в форме знаков естественных и искусственных, языков».

В первой ситуации с обучающимся необходимо разбираться с тем, что означает каждый элемент, входящий в знаковую форму и знаковая форма в целом. Во второй ситуации необходимо восполнить понятийный аппарат средствами, необходимыми для выражения мысли.

Умение. Одним из результатов образовательного процесса выступают умения. Осуществление освоенных действий будет свидетельствовать о том, что человек имеет соответствующую способность и умеет это делать. Человек может быть способным к осуществлению действия, но при этом не уметь.

Однако же обратное утверждение было бы ошибкой. В основе умения как освоенном человеком способе выполнения действий, с одной стороны лежат как имеющиеся, так и формируемые в ходе обучения способности, с другой стороны, используются знания и навыки, необходимые для осуществления действий.

Навык. В отечественной педагогической и психологической традиции понятие «навык» означает умение, доведенное до автоматизма.

Оно нетождественно английскому слову «skill», которое переводят на русский язык и термином «умение», и термином «навык», не всегда принимая во внимание существующие в русском языке различия.

Интересно
Ценность. Приступая к предварительной характеристике ценности необходимо отметить типичные для образовательного процесса ситуации, нередко приводящие к педагогически некорректным умозаключениям. Во-первых, ситуация отождествления ценности и знания о ценности.

Если обучающийся говорит, демонстрирует знание о том, как нужно вести себя в конкретной ситуации, это не означает, что именно так он будет себя вести. Из произнесения им текста, который ожидает услышать педагог, не следует, что ценность возникла, акт воспитания произошел.

Компетенция. Понятие компетенции как одного из результатов образования имеет разнообразные трактовки. А.М. Новиков считает его синонимом слова «умение». С точки зрения А.В. Хуторского компетенция «означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом».

Если не углубляться в теоретическую дискуссию, то анализ документов, регламентирующих образовательный процесс в высшей школе, покажет, что компетенции характеризуются способностью и готовностью к осуществлению действий, владением знаниями и опытом деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)