Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики

Существует несколько иное понимание предмета педагогики (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина), согласно которому им является педагогическая система или дидактическая система (ПС, ДС).

ПС — это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного… педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».

Наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС: учащиеся, цели воспитания (обучения), содержание воспитания (обучения), педагогические (дидактические) процессы, учитель и (или) технические средства обучения, организационные формы педагогической работы.

ПС бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, по отдельному учебному предмету.

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Это не противоречит сказанному выше, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками.

Педагогическая деятельность состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания.

В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (учитель-ученик), организационный (процесс и формы), гностический (учитель).

Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников. Педагогика создает теории, на которых строится педагогическая деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)