Педагогическая риторика как особая дисциплина

Педагогическая риторика – одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации.

Педагогика – одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которых важность особенностей речевого поведения человека (учителя), последствия его умения или неумения владеть словом трудно переоценить.

За рубежом педагогическая риторика возникает во второй половине XX в. и складывается как особая дисциплина к 70-м гг. Области теории и практики, относящиеся к педагогической риторике, могут иметь разные названия – «педагогическая (образовательная) лингвистика», «педагогическая речевая техника», «педагогическое речевое общение (или поведение)» и пр.

Интересно
Теория педагогической риторики разрабатывается на базе синтеза достижений наук гуманитарного круга, в основном – лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и др.

Педагогическая риторика находит практическое применение при подготовке учителей. Так, в педагогических университетах, пединститутах, колледжах США, Англии и многих других стран будущий учитель проходит курс специального профессионально-речевого мастерства.

В нашей стране для осуществления профессиональной речевой подготовки педагога предназначен курс педагогической риторики, хотя теория и практика этой дисциплины находятся в настоящее время в периоде становления.

Уровень речевой реализации риторического и педагогикориторического идеалов определяется посредством таких категорий, как риторическая стратегия (понимаемая как структурный организующий принцип речевого поведения), риторическая тактика (способ осуществления той или иной риторической стратегии), риторический стиль (специфическая система риторических приемов, форм и средств, организованная для реализации определенной риторической тактики и стратегии).

Таким образом, история частной педагогической риторики может быть представлена как история педагогико-риторического идеала, рассматриваемого в контексте истории культуры и описываемая в категориях и понятиях общериторического идеала, таких как категории гармонии, меры, ритма, симметрии, греческой sophrosyne и римской frugalitas, русской соборности и др.

Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, и необходимые для ее разработки конкретные исследования только начинаются, однако уже сейчас активно формируются рекомендации по выбору оптимальных риторических стратегий, тактик, приемов организации и оптимизации речевого общения в различных педагогических речевых ситуациях, постепенно создается современный педагогико-риторический канон.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)