Патронаж

При патронаже ребенка необходимо, чтобы проводимые сестрой беседы и рекомендации совпадали даже в деталях с рекомендациями участкового врача и обязательно подкреплялись показом. Сестра обязана контролировать знание родителями техники ухода за ребенком и правильность выполнения рекомендаций. Чрезвычайно важно, чтобы мать не только знала, но и соблюдала все указания врача.

Содержание патронажей. Первый дородовой патронаж. После взятия беременной на учет в женской консультации сведения передаются в детскую поликлинику, где фиксируются в специальном журнале. Патронаж выполняет участковая медицинская сестра детской поликлиники. Цель патронажа –собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери.

При сборе анамнеза особое внимание уделяется факторам пренатального риска:

  1. социально-биологическим;
  2. акушерско-гинекологическим;
  3. экстрагенитальным заболеваниям матери. Для оценки степени риска используют шкалу пренатальных факторов риска. Беременных женщин с суммарной оценкой 10 баллов и выше относят к группе высокого риска, 5–9 баллов – среднего, до 4 баллов – низкого. Обращается внимание на наследственную отягощенность, психологический климат в семье, уточняется, желанна ли беременность.

Инструктаж беременной женщины включает вопросы здорового образа жизни и снижения выявленных факторов риска. Будущие родители приглашаются в «Школу молодой матери». Полученные сведения медицинская сестра записывает в историю развития ребенка (ф. № 112). Участковый врач знакомится с результатами патронажа, при необходимости разрабатывает совместную тактику с акушером-гинекологом и участковым терапевтом.

Второй дородовой патронаж проводится на 31–38-й неделе беременности. Цель патронажа – проверка выполнения данных ранее рекомендаций, повторная оценка факторов риска, подготовка к послеродовому периоду. Инструктаж включает вопросы грудного вскармливания, подготовки молочных желез, профилактики гипогалактии и мастита; организации уголка ребенка; необходимого приданого для новорожденного, аптечки, беседы с будущей мамой и членами семьи о подготовке к рождению ребенка.

Первичный патронаж новорожденного. Старшая сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке новорожденного из родильного дома, в этот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных, заполняет историю развития новорожденного и передает ее в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре. Участковые педиатр и сестра должны совместно посетить новорожденного в первые дни после выписки из роддома. Первый ребенок в семье, дети с перинатальной и врожденной патологией, а также недоношенные осматриваются в день выписки. Если этот день выходной – посещение осуществляет дежурный врач-педиатр. Новорожденного ребенка наблюдают только на дому.

Первичный патронаж к новорожденному необходим для оказания практической помощи в новой для матери деятельности. Во время патронажа сестра уделяет особое внимание мерам по сохранению грудного вскармливания, обучает мать приемам ухода за ребенком (утреннему и текущему туалету, купанию, свободному пеленанию, укладыванию в кроватку), контролирует соблюдение гигиенического режима и условий воспитания, обращает внимание на максимальное ограждение новорожденного от излишних контактов, знакомит родителей с режимом работы поликлиники, при необходимости обрабатывает пупочную ранку, осматривает след от БЦЖ-вакцинации, выполняет назначения врача, проводит беседы и дает рекомендации по организации уголка ребенка, температурному режиму в комнате, санитарному состоянию и уборке помещения, рассказывает о необходимых предметах ухода за ребенком и его одежде, значении свободного пеленания, правилах стирки и хранения чистого и грязного белья, организации прогулок, роли отца в уходе и воспитании ребенка.

При выполнении патронажа необходимо установить тесный контакт с семьей ребенка. Родители должны видеть в участковой сестре своего помощника, готового всегда дать квалифицированный совет и оказать при необходимости медицинскую помощь.

Содержание бесед и отдельных рекомендаций участковой сестры. Уголок ребенка и организация сна. Детская комната должна быть большой и светлой, без лишней мебели. Детскую кроватку располагают так, чтобы ребенок не находился под прямыми солнечными лучами, на сквозняке или возле отопительных приборов. Рядом с кроваткой ставят стол для пеленания, тумбочку для предметов ухода. Кроватка должна быть с сетчатыми или решетчатыми стенками, дно жестким, на него кладут жесткий матрац из конского волоса или морской травы. Мягкие матрацы и подушка, длительный сон в коляске способствуют перегреванию ребенка и искривлению позвоночника. Продолжительное пребывание в коляске содействует раздражению вестибулярного аппарата, что отрицательно сказывается на ребенке. Укладывают новорожденного в постель без подушки с приподнятым головным концом кровати либо с подголовником высотой 2–3 см только на бок (ни в коем случае на спину, лицом вверх). Укладывать здорового ребенка на живот при условии «согласия» ребенка можно во втором полугодии жизни. Положение на животе считается физиологичным – дети спят свободно, при срыгивании нет опасности аспирации. Такое положение предотвращает и исправляет пороки развития позвоночника и нижних конечностей, не отмечается уплощения теменных и затылочных костей, укрепляются затылочные и спинные мышцы.

Температурный режим в комнате, санитарное состояние и уборка помещения. Температура в помещении для детей должна быть +20…+22 °С, освещение умеренным. Ежедневно следует проводить влажную уборку, комнату проветривать не менее 6 раз в сутки по 15–20 мин. Очень важно поддерживать в доме спокойную обстановку и тишину.

Необходимые предметы ухода за ребенком, аптечка для новорожденного. Предметы ухода за ребенком хранят в стерильных упаковках и чистых емкостях. Отдельно от вещей взрослых должны находиться термометр (водный и медицинский), принадлежности для купания – рукавичка из байки, детское мыло, кувшин, подставка в ванну, ванночка; для постановки клизмы – резиновый баллон № 1 объемом 30 мл, газоотводная трубка; средства гигиены – влажные салфетки, например с экстрактом алоэ (препятствуют возникновению пеленочного дерматита, снимают появившиеся на коже раздражение), детское жидкое мыло, присыпка и контейнер для присыпки.

В набор аксессуаров для новорожденного входят: бутылочка стеклянная, бутылочка пластиковая с широким горлом антиколиковая, соски с антиколиковым клапаном, набор щеток для мытья бутылочек, термоконтейнер для бутылочек, нагрудник; ножницы с тупыми концами для обрезания ногтей; пустышка, безопасная булавка для пустышки, контейнер для пустышки; расческа и щетка (лучше с натуральной щетиной); для развития – карусельки (игрушка-мобиль), музыкальная игрушка, погремушки.

В аптечке для новорожденного должны быть 1% спиртовой раствор бриллиантового зеленого (можно в виде фломастера) или спиртовая настойка календулы, 3% раствор пероксида водорода, 5% раствор калия перманганата, а также стерильная вата, бинты, салфетки (удобны ватные шарики или диски из хлопка, ватные палочки с ограничителем), пипетки с закругленным концом (3–4 шт.), аспиратор для носа с мягким наконечником, термометр для тела, лучше электронный; детский крем с максимальной степенью жирности, крем (вазелиновое масло или прокипяченное растительное), присыпка детская, травы для купания (чистотел, ромашка, мать-и-мачеха, шалфей, чабрец, шишки хмеля); лекарственные средства – жаропонижающее на основе парацетамола, спиртовая настойка хлорфиллипта, 20% раствор сульфацила натрия.

Одежда новорожденного ребенка. С первых дней жизни можно надевать на малыша кофточки и штанишки или комбинезон, однако и пеленать не возбраняется. Комплект одежды должен включать: тонкие кофточки (8–10 шт.), боди (2–5 шт.), ползунки (8 шт.), комбинезончики тонкие (2–5 шт.), теплая кофточка (1 шт.), тонкие носочки (3 шт.), теплые носочки (2 шт.), шапочки или чепчики тонкие и фланелевые (по 2 шт.), шапочка шерстяная (1 шт.), конверт прогулочный на синтепоне или меху (1 шт.), комбинезон для улицы (1 шт.).

Трикотажные кофточки с застежкой на кнопке удобнее распашонок. Боди с кнопочками на плече, ползунки с кнопочками на плечах и с расстегивающимися ножками, комбинезон с расстегивающимися ножками надеваются быстро и легко. Комбинезон из хлопка можно надеть в теплое время на голое тело без кофточки. Тонкие носочки и пинетки нужны, если малыш носит боди и комбинезон без пяточек.

Правила хранения чистого и грязного белья, стирка. Детское белье и одежду хранят и стирают отдельно от вещей взрослых. При стирке используются специальные моющие средства для детского белья. До заживления пупочной ранки белье следует проглаживать с обеих сторон. Категорически запрещается использовать подсушенные после мочеиспускания пеленки.

Организация прогулок (см. «Закаливание»).

Участковая сестра при выполнении патронажа новорожденного указывает на недопустимость курения в квартире, обязательную смену верхней одежды и мытье рук, перед тем как подойди к ребенку, частую стирку халата (платья), в котором осуществляется уход, подчеркивает значение строгой изоляции заболевших членов семьи.

Последующие патронажи новорожденного. Проводятся на протяжении первого месяца жизни еженедельно. Посещения организуются чаще к детям из неблагополучных семей или при угрозе инфицирования ребенка. Во время патронажа сестра выясняет возможные жалобы матери, изучает санитарное состояние квартиры, условия жизни ребенка, тщательно осматривает его кожные покровы, слизистые оболочки, грудные железы, пупочную ранку, определяет тургор тканей, оценивает стул и мочеиспускание, дает советы по режиму дня, сохранению лактации, уходу и закаливанию ребенка, профилактике рахита. В возрасте 1 месяца мать со здоровым ребенком приглашается на первый профилактический прием в поликлинику.

Особенности работы медицинской сестры с ребенком грудного возраста. Первостепенное значение в работе с детьми грудного возраста имеют вопросы сохранения грудного вскармливания. Осматривая ребенка, сестра должна уметь оценить его состояние и самочувствие, обратить внимание на глаза, уши, кожные покровы и видимые слизистые, оценить характер стула, реакцию на БЦЖ-вакцинацию (в 1, 3, 6, 12 месяцев), определить динамику и соответствие возрасту ведущих линий нервно-психического развития, характер поведенческой реакции. Сестра должна обучить мать элементам ухода за ребенком, дать совет по режиму дня, рекомендовать новые блюда в питании ребенка, обучить мать элементам физического воспитания, закаливанию и воспитательному воздействию. В каждой возрастной группе работа сестры имеет свои особенности. У детей первых 3 месяцев жизни участковый врач и сестра обращают внимание на предупреждение и раннее выявление рахита, анемии, дистрофии, септических состояний и заболеваний кожи. В работе с детьми от 3 до 6 месяцев сестра рассказывает матери о введении прикорма, разъясняет важность проведения профилактических прививок и контролирует их выполнение. Дети в возрасте от 6 до 9 месяцев приобретают новые навыки, расширяются их контакты со взрослыми. В этот период угасает иммунитет, полученный от матери, поэтому сестра уделяет внимание вопросам профилактики
респираторных заболеваний, капельных и острых кишечных инфекций. Период в возрасте от 9 до 12 месяцев совпадает с усилением двигательной активности ребенка. Внимание должно быть уделено профилактике травматизма.

Необходимо помнить, что на протяжении 1-го года ответственными в жизни ребенка являются повозрастные изменения режима: сна, кормления и бодрствования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)