Отраслевые особенности логистики строительства

Строительная продукция характеризуется длительными сроками использования, а некоторые здания и сооружения относятся к «вековым» объектам – это здания высокой художественной ценности, а также гидротехнические сооружения, дороги и т. п. И тем не менее, строительная продукция обладает своим жизненным циклом, поскольку подвержена моральному и физическому старению.

Моральное старение недвижимости обусловлено факторами научно-технического прогресса – это появление новых строительных материалов и технологий. Но главным фактором морального старения строительной продукции следует считать изменение эстетических вкусов, архитектурных стилей, моды, представления о комфорте и среде обитания.

Как правило, физическое и моральное старение недвижимости происходит одновременно.

Согласно экономической теории, максимальный эффект обновления основных фондов, в состав которых входит недвижимость разного назначения, достигается при равенстве физического и морального износа:

Тфиз = Тмор

Представленное равенство означает, что к моменту морального износа объект также износился до критического уровня: наступает ситуация, когда данный объект экономически целесообразно снести и на его месте построить новое здание.

На физический износ объектов недвижимости влияют такие факторы:

  • природно-климатические условия;
  • экологические условия;
  • качество строительно-монтажных работ;
  • дефекты проекта;
  • качество технического обслуживания и ухода;
  • жизнедеятельность человека (человеческий фактор).

Логистический менеджмент требует постоянного отслеживания жизненного цикла каждого объекта недвижимости, поскольку его состояние в определенной фазе жизненного цикла является причиной внедрения конкретной строительной инновации.

Составной частью логистики является ресурсосбережение, т. е. рациональное использование материальных ресурсов. Специфика ресурсосбережения в логистике строительства заключается в рациональной эксплуатации возведенных объектов недвижимости.

Эксплуатационное состояние зданий и сооружений поддерживается с помощью текущего ремонта. Перепрофилирование объекта требует ремонта более высокой категории, в виде среднего ремонта.

Капитальный ремонт выполняется при существенном износе здания или при его аварийном состоянии. В рамках капитального ремонта производится реконструкция или модернизация объекта. Для жилых помещений, офисов,
коммерческой недвижимости, учебных заведений и др. периодически проводится косметический ремонт. Следовательно, ремонтная деятельность является также ресурсоемкой, а поэтому представляет собой весьма существенное направление в логистике строительства.

Для объектов, исчерпавших свой жизненный цикл, характерна относительно высокая остаточная полезность, поскольку сохраняются все элементы нулевого цикла: планировка и обустройство территории, фундаменты, коммуникации, энергоснабжение, транспортная доступность. Сохраняет, а зачастую увеличивает, свою ценность земля под данный объект.

Следующая особенность логистики строительства обусловлена локализованным характером процесса производства и готовой строительной продукцией: строительная продукция неподвижна и в законченном виде потребляется в том месте, где она была произведена.

В строительном производстве готовая продукция остается на месте производства, а средства производства и рабочая сила по окончании производственного процесса перемещаются на новое место работ. Отсюда следует императив строительной логистики: неподвижность продуктов труда требует мобильности средств труда.

Такое перемещение происходит в течение всего периода производства строительно-монтажных работ и предусмотрено проектом, технологией и организацией работ. Все это требует дополнительных затрат труда и времени, связанных с демонтажем, транспортировкой и установкой оборудования, обустройством рабочих мест и бытовых условий для рабочих.

Интересно
Следствием данной особенности строительства является выполнение многих технологических операций в стационарных заводских условиях – на предприятиях типа ДСК (Домостроительные комбинаты) или ПКД (Предприятия крупнопанельного домостроения), ЗЖИ (Заводы железобетонных изделий), ЗМК (Заводы металлических конструкций), специализированные заводы по производству оконных систем, дверей, натяжных потолков.

Возведение зданий и сооружений из готовых элементов, изготовленных на специализированных предприятиях, обеспечивает высокий уровень механизации и автоматизации строительных процессов. Современное строительное производство – это не только возводимые объекты на строй-площадках, но и предприятия строительного комплекса.

Управление базисными логистическими процессами – снабжением, сбытом, транспортировкой, запасами – на предприятиях строительного комплекса составляет ключевую составляющую строительной логистики.

Иными словами, основная логистическая деятельность осуществляется не
на стройплощадке, а на предприятиях строительного комплекса.

Следующая отраслевая особенность заключается в том, что строительное производство на всех его этапах является «источником повышенной опасности».

Данное обстоятельство требует строгого соблюдения требований и правил безопасности ведения работ, в особенности, техники безопасности на рабочих местах.

В связи с этим, строительно-монтажные работы выполняются под надзором специальных организаций, а именно:

  • управление государственного архитектурно-строительного надзора;
  • государственная административно-техническая инспекция;
  • управление государственного градостроительного кадастра;
  • центр санитарно-эпидемиологического надзора;
  • управление государственной противопожарной службы;
  • саморегулирующие организации и др.

Кроме того, в последнее время возросла роль общественных организаций, в частности, движения градозащитников.

Требования градозащитников по сохранению памятников архитектуры и городской среды накладывают весьма существенные ограничения, которые также должны учитываться в логистической системе управления.

Еще одна отраслевая особенность логистики строительства заключается в том, что строительное производство требует вложения финансовых средств в качестве начального капитала – инвестиций. Следовательно, строительная фирма для возведения объекта должна иметь профессионально разработанный инвестиционно-строительный проект.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)