От реформации к новому времени

Период западноевропейской культуры, который мы начинаем рассматривать, подготовили идеологические концепты эпохи Возрождения и религиозная Реформация, сместившие акценты с теоцентричной иерархической организации средневекового мира к антропоцентризму и гуманизации, личной вере и ответственности, к индивидуальным свободам. Историческое значение влияний эпохи Реформации заключается в переориентации ментальности человека от созерцательного отношения к истине, интуитивного познания мира через божественное откровение к активному ее поиску посредством чувственного опыта и его рационализации и путем эксперимента. Происходит механизация видения мира от представления его образа как организма к механистической картине мира, к видению его как механизм.

Причины этого процесса лежат как в интеллектуальной (духовной), так и в социально-экономической плоскостях. Переход от феодального к раннекапиталистическому способу производства, проходивший на фоне ранних буржуазных революций в Нидерландах (1566–1609 гг.), Англии (1640–88 гг.), был подготовлен широким религиозным и социально-политическим движением, начавшимся в Германии в XVI в. и направленным на преобразование христианского вероучения и церкви, отвечающих новым реалиям. А XVIII в. стал веком просветительской доминанты, нацеленной на дальнейшее освобождение от пут «темных веков», «связавших», ибо боявшихся, «естественного человека».

Очагами европейского Просвещения были Англия, Франция и Германия. Эпоха Просвещения начинается одной революцией и заканчивается тремя: промышленной – в Англии, политической – во Франции, философской и эстетической – в Германии. С 1689 – года последней революции в Англии по 1789 – год Великой французской революции утверждались новые буржуазные отношения, и если в Англии просветители были озабочены сохранением завоеваний своей буржуазной революции, то французские просветители фактически подготовили революцию 1789 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)