Особенности рынка олигополии. Классификация олигополий

Олигополия – это рыночная структура, в которой предложение в отрасли определяется несколькими крупными фирмами. В современной интерпретации олигополия – это конкуренция немногих.

Для рынка олигополии характерны следующие признаки:

  • на рынке функционируют несколько крупных фирм;
  • в отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая предполагает, что ее действия по изменению цены и объема выпуска не останутся без реакции конкурентов;
  • фирмы, действующие на этом рынке, выпускают однородную или дифференцированную продукцию;
  • допуск фирм на этот рынок, как правило, затруднен. Экономическим барьером выступает большой стартовый капитал, необходимый для вхождения на рынок;
  • для этого рынка характерна ценовая жесткость, цены на нем изменяются редко, но, как правило, на большую величину и всеми фирмами вместе.

Данное положение обусловлено тем, что ценовая политика одних фирм строится с оглядкой на другие фирмы. Жесткость обусловлена затратами связанными с изменениями цен.

Изменения цен предполагают в условиях олигополии возникновение высоких затрат на корректировку контрактов, штрафов за их несоблюдение, затрат на рекламу и т.д. Поэтому на рынке олигополии преимущественное значение имеет неценовая конкуренция.

Олигополии проявляются в таких сложных капиталоемких отраслях как автомобилестроение, судостроение, самолетостроение.

Олигополия может проявляться на национальном уровне, и в этом случае на рынке господствуют крупные фирмы, и на местном, локальном уровне, в этом случае рынок формируют или мелкие фирмы или филиалы крупных фирм.

Исторически формирование олигополии происходит за счет слияния мелких фирм в крупную.

В соответствии с современной классификацией рынок олигополии оценивается по совокупной рыночной доле 4-х крупнейших фирм отрасли.  Различают плотную и неплотную олигополию.

Плотная олигополия возникает на рынке, если на 4 крупнейшие фирмы приходится свыше 60% рынка. Неплотная олигополия возникает в том случае, если на 4 крупнейшие фирмы приходится до 40% рынка.

Такое деление связывают с возможностью заключения соглашений между фирмами о ценах и рыночных долях. Недостатком такой классификации является то, что она не учитывает фирмы аутсайдеры и не позволяет выявить доминирующую фирму на рынке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)