Особенности рынка монополистической конкуренции

В современных условиях наблюдается рост монополий и усиление рыночной конкуренции. Конкуренция усиливается, во-первых, вследствие повышения эффективности работы малых и средних фирм, что приводит к их количественному росту.

Эффективность малого и среднего бизнеса обусловлена информационной революцией и снижением затрат на получение информации, что значительно усиливает международную конкуренцию.

Во-вторых, увеличивается наукоемкость и капиталоемкость производства. В-третьих, повышается роль управленческих подразделений организаций,  определяющих успех на рынке среди покупателей. Для рынка монополистической конкуренции характерно 4 особенности.

Количество фирм на рынке. На этом рынке в отрасли присутствует значительное количество фирм. При этом отдельная фирма производит лишь небольшую рыночную долю товаров, а, следовательно, обладает ограниченными возможностями чтобы повлиять на рыночную цену.

Возможность сговора фирм и картелизации отрасли затруднены. Каждая фирма практически независима в своих решениях, т.е. слабо учитывает реакцию других фирм.

Интересно
Вид товара. В условиях монополистической конкуренции фирмы выпускают несхожий с конкурентами дифференцированный товар. Дифференцированные товары – это товары, которые выполняют одну и туже потребительскую функцию, но отличаются по качественным или формальным признакам.

В этом случае дифференциация товара позволяет фирме влиять на цену, причем эта монопольная власть над ценой очень ограничена, т.к. резкие изменения цены могут привести к потере рынка сбыта. Различают действительную и искусственную дифференциацию.

Действительная дифференциация означает различие по качеству товара.

Искусственная дифференциация предполагает различие в упаковке, торговой марке, сервисном обслуживании, что обеспечивается с помощью рекламы. Реклама оказывает существенное влияние на дифференциацию товара.

Реклама выполняет 2 функции: информационную и побудительную. Эти функции реклама выполняет, если она целенаправленна, т.е. концентрирует потребителя на данный товар.

Реклама должна быть адресной, что предполагает предварительную сегментацию рынка. Кроме того, реклама должна быть постоянной, правдивой, но с допуском элементов преувеличения.

Для рынка монополистической конкуренции характерна неценовая конкуренция, которая реализуется через рекламные компании товаров. Любая фирма может свободно войти на рынок или уйти с него.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)