Особенности психического развития, выявленные в обследовании

Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя. Возможные формы сопровождения:

Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по во­просам интеллектуального развития ребенка.

В целом вся информация, которую готовит к консилиуму психолог, может быть разделена на две группы: информация о конкретных школьниках и обобщенная информация по клас­су или параллели.

О том, как может выглядеть информация первой группы, мы уже говорили. Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых в данном психодиагностическом минимуме.

На консилиуме психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц.

Выскажем и наши соображения в отношении той информа­ции, которую предоставляют на консилиум педагог и медик.

Классный руководитель, опираясь на результаты своих со­бственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом.

Пред­оставляемая информация должна касаться, во-первых, труд­ностей, которые испытывает ученик в различных педагогичес­ких ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Характеристика школь­ника может складываться из следующих показателей:

Качественные характеристики учебной деятельности:

  • трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
  • трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
  • трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы;
  • трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
  • виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
  • предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.

Количественные показатели учебной деятельности:

  • успеваемость по основным предметам;
  • предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости.

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

  • описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
  • описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил;
  • индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

Показатели эмоционального состояния в учебных си­туациях:

  • описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке;
  • описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).

Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, естественно только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагоги­ческих характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной поддержке завуча и содержательной помощи психолога.

По мере того, как консилиум утверждает себя в школе в качестве неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, такая под­готовка становится все менее затруднительной.

Педагоги на­капливают опыт и формируют навыки наблюдения за школь­никами, формулирования своих мнений и выводов.

Участие медицинского работника в консилиуме весьма же­лательно. Но если это трудно организовать технически, учас­тники консилиума должны обязательно располагать опреде­ленной информацией о состоянии здоровья и физических осо­бенностях школьников.

Наши представления о тех параметрах, по которым должно оцениваться соматическое состояние школьников, мы сформулировали в сотрудничестве с колле­гами научно-методического Центра «ДАР» им. Выготского. Выделяется три основных показателя;

Физическое состояние ребенка на момент проведения кон­силиума:

  • соответствие физического развития возрастным нормам;
  • состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
  • переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

Факторы риска нарушения развития:

  • наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;
  • факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

Характеристика заболеваемости за последний год.

Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровож­дения данные.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)