Особенности и характеристика законодательного процесса в субъектах РФ
Содержание правового пространства, то есть совокупность законов и нормативных правовых актов, образующих правовое пространство каждого конкретного субъекта Российской Федерации, сугубо индивидуально и не совпадает с набором законов и иных нормативных правовых актов, образующих правовое пространство другого субъекта Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации система нормативных правовых актов устанавливается конституциями, уставами, иными законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших органов исполнительной власти.
Формирование правовых систем субъектов Российской Федерации должно происходить на следующих принципах:
- закрепление и признание в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о верховенстве федеральной конституции и федерального законодательства;
- использование федеральных законов в качестве базовых при разработке и принятии региональных законов;
- учет практики законотворчества других субъектов Российской Федерации с целью сокращения случаев неоправданных и не обусловленных спецификой того или иного субъекта Российской Федерации различий между законами различных субъектов Российской Федерации.
- соблюдение механизмов обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов федеральным законам
- безусловное исполнение решений соответствующих судебных органов, признавших тот или ной нормативный правовой акт противоречащим федеральному законодательству.
Учет вышеуказанных принципов в правотворческой деятельности субъектов РФ является условием соблюдения технико-юридического качества нормативных правовых актов и прежде всего законов субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что законодательство субъектов Российской Федерации является важнейшей составной частью системы российского законодательства. Всем субъектам Российской Федерации Конституцией России предоставлены властные полномочия по принятию законов.
Как указано в юридической литературе, законодательная деятельность органов государственной власти субъектов является одной из важнейших и имеющих свои особенности деятельности субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование законодательной деятельности субъектов РФ основывается на Конституции РФ и на ФЗ, которые регулируют законодательную деятельность субъектов РФ, а также на Основных законах субъектов РФ. Данная деятельность, ее характер, признаки отражают роль и значение такого государственного публичного образования, как субъект Федерации в организации жизни региона путем принятия нормативных правовых актов.
М.И. Айрапетян указывает, что несмотря на то, что законодательная деятельность субъектов РФ регулируется федеральным законодательством, однако между данной деятельностью раз-личных субъектов существуют различия. Такие различия проявляются не только в названии законодательного (представительного) органа субъекта РФ (например, в Московской области действует Московская областная Дума, в Республике Мордовия действует Государственное Собрание), но и в стадиях законодательного процесса.
В общем виде региональный законодательный процесс включает в себя следующие стадии:
- реализация законодательной инициативы;
- предварительное рассмотрение законопроектов в парламенте субъекта РФ;
- рассмотрение и принятие закона законодательным органом;
- подписание и опубликование принятых законов главой региона;
- вступление в силу законов.
Некоторые субъекты РФ (Тюменская, Костромская области) включают в законодательный процесс, наряду с традиционными стадиями, процедуру подготовки законопроекта как этап, предшествующий стадии законодательной инициативы. Таким образом, субъекты РФ наделены такими полномочиями, как самостоятельное определение не только названий законодательного (представительного) органа, но и стадий законодательного процесса.
На первой стадии законодательного процесса, реализация законодательной инициативы, депутаты, представительные органы местного самоуправления, высшее должностное лицо субъекта РФ, вносят в законодательный орган субъекта РФ законопроект, который подлежит рассмотрению.
На второй стадии, предварительное рассмотрение законопроектов в парламенте субъекта РФ, законодательный орган рассматривает законопроект, вносит в него свои предложения, определяет необходим ли данный законопроект для какой-либо деятельности субъекта РФ, не противоречит ли он федеральному законодательству и т.п. Если по законопроекту есть замечания, то его отправляют на доработку.
Третья стадия законодательного процесса предполагает рассмотрение и принятие законопроекта, т.е. внесенный законопроект рассматривается законодательным органом уже не в общем виде, а полностью и проводится голосование для его принятия, либо для отклонения.
Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено ФЗ. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов. В некоторых случаях, если конституцией или уставом субъекта РФ, предусмотрено две палаты законодательного органа субъекта РФ, то для принятия закона требуется одобрение второй палаты. Такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой па-латы.
Если же закон был отклонен палатой, то он считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон. Таким образом, можно сказать, что палата, в полномочия которой входит одобрение закона, практически не влияет на принятие закона, даже если данная палата его не одобрила, закон все равно может быть принят.
На четвертой стадии законодательного процесса субъекта РФ законопроект подписывается и опубликовывается. Законодательный орган направляет законопроект для обнародования высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано обнародовать конституцию (устав), закон субъекта РФ. Обнародование закона происходит путем его подписания или издания специального акта. Высшее должностное лицо субъекта РФ может отклонить закон.
Последняя стадия законодательного процесса – вступление в силу принятого закона. Дата вступления закона в силу зависит от того, какой именно закон был принят, т.е. какие общественные отношения он регулирует. Так, Конституция (устав) и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Конституция той или иной республики является на ее территории нормативным правовым актом высшей юридической силы после Конституции Российской Федерации и федеральных законов, изданных по предметам исключительного и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Все остальные нормативные правовые акты республик не могут противоречить их конституциям.
В свою очередь, устав, являясь законом области, края, города федерального значения, автономной области, автономных округов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. По своему регулятивному значению он равнозначен конституциям республик. Ему не должны противоречить все нормативные правовые акты, принимаемые на территории субъектов Российской Федерации.
Для закона субъекта Российской Федерации как особого вида нормативного правового акта характерно, что он принимается в особом порядке законодательным органом, устанавливает, отменяет или изменяет общие правила – нормы права; занимает в иерархии нормативных правовых актов главенствующее место, т.е. ему должны соответствовать все остальные нормативные правовые акты, издаваемые на соответствующей территории.
Можно дать следующее определение закону субъекта Российской Федерации – это нормативный правовой акт, принятый в соответствии с установленной процедурой и обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон субъекта Российской Федерации должен быть актом прямого действия и непосредственно регулировать общественные отношения; иметь четкий, конкретный предмет регулирования. Чем конкретнее и обоснованнее закон, тем легче он применяется на практике и эффективнее действует.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти позволяют охватить множество подробностей, которые не могут быть учтены в рамках закона. Кроме того, отличительной чертой такого рода нормативных правовых актов широкий диапазон действия многопрофильность регулирования общественных отношений, динамичность.
Нормотворчество в субъектах Российской Федерации должно быть творческим процессом, свободным от примитивного механического переписывания норм федеральных и нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты того или иного субъекта Российской Федерации должны отражать их потребности в правовом регулировании экономических, социальных и иных вопросов.
Технико-юридические свойства нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
- нормативность;
- общеобязательность;
- полнота и конкретность нормативно-правового регулирования;
- связность текста законодательного акта общим содержанием;
- ясность и доступность языка;
- формальная определенность;
- точность и определенность терминов и формулировок;
- логическая непротиворечивость нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законодательным актам;
- логическая последовательность изложения;
- четкое разграничение внутри нормативного правового акта различных положений и норм;
- соответствие норм закономерностям и потребностям общественного развития.
Единство законодательной системы Российской Федерации состоит в согласованности и иерархической зависимости законодательства федерального и субъектов Российской Федерации, поэтому при нормотворчестве требуется применение правил юридической техники в единых форматах, согласования нормативных правовых актов по духу, целям и предметам ведения.
- Составление заключения
- Юридико-лингвистическая неопределенность
- Нормативные коллизии
- Коорупциогенные факторы
- Субъекты экспертной деятельности
- Виды экспертиз нормативного акта
- Правовая экспертиза нормативного правового акта
- Правовая демагогия
- Общие требования к оформлению проектов нормативных правовых актов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу