Основы сестринского процесса в педиатрии

Сестринский процесс – это научно обоснованная профессиональная сестринская помощь, ориентированная на потребности пациента (прил. 1, 2). Организационная структура сестринского процесса включает пять этапов (прил. 3).

I этап. Сестринское обследование пациента. Цель: получение информации для оценки состояния ребенка.

Для этого необходимо:

  •  собрать субъективные данные – анамнез жизни (социальный, биологический, генеалогический), жалобы (признаки заболевания), эпидемический анамнез и анамнез заболевания. Особое внимание следует обратить на историю возникновения проблемы в здоровье ребенка, социологические данные (взаимоотношения, окружающая среда), сведения о развитии, психологические особенности (индивидуальные особенности характера, самооценка, способность принимать решения);
  • исследовать объективные данные о состоянии ребенка: результаты его осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторно-инструментальных исследований;
  • внести в сестринскую историю пациента базу данных, полученную в ходе обследования (схема 1).

II этап. Определение потребностей пациента и выявление его проблем, постановка сестринского диагноза. Цель: установить существующие и потенциальные проблемы пациента, их причины, сильные стороны пациента, которые помогли бы предупредить или разрешить эти проблемы.

Для этого следует:

  • выявить потребности и проблемы ребенка (существующие, потенциальные). Существующие проблемы (они есть у ребенка в настоящее время) – проблемы нарушения развития и процессов жизненной деятельности; проблемы, связанные с уходом; психологические проблемы; проблемы, связанные с родителями. Например: боль, нарушение целостности кожных покровов, стресс, дефицит знаний родителей. Потенциальные, или вероятные, проблемы (могут появиться с течением времени) – риск возникновения осложнений и развития неотложных состояний. Например, риск развития пролежней из-за нарушенной подвижности ребенка;
  • установить приоритетность выявленных проблем для определения последовательности их разрешения. Различают первичные проблемы (связанные с повышенным риском для жизни и здоровья, требующие экстренной помощи), промежуточные (не представляющие серьезной опасности, допускающие отсрочку сестринского вмешательства), вторичные (не имеющие прямого отношения к заболеванию и его прогнозу, схема 2);
  • поставить сестринский диагноз на основании выявленных проблем. Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с его здоровьем, указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков. В сестринских диагнозах выделяют три существенных компонента, которые обозначаются «PES-формат» (Гордон, 1987): «Р» указывает на проблему, связанную со здоровьем, «Е» представляет собой этиологию (причину) проблемы, а «S» описывает характерные черты. Формулировка диагноза: проблема, «связанная с…» (этиология / причина), «подтверждаемая…» (признаки и симптомы или определяющие характерные черты). Например: нарушение сна («Р»), связанное с заболеванием и тревогой в связи с госпитализацией («Е»), подтверждаемое жалобами на затрудненное засыпание и прерывистый сон («S»).

В настоящее время разработан международный классификатор сестринской практики, МКСП (International Classification for Nur-sing Practice, ICNР). Это профессиональный информационный инструмент для стандартизации профессионального языка медсестер, создания единого информационного поля, документирования сестринской практики, учета и оценки ее результатов, подготовки кадров, проведения исследований в сестринском деле. Классификация состоит из трех основных компонентов: сестринский феномен (явление, связанное со здоровьем или социальным процессом, по отношению к которому направлены профессиональные действия медсестры), сестринское действие (вмешательство) и результат действия медсестры. В каждом блоке представлены рубрики и подрубрики, имеется система их кодирования.

III этап. Планирование сестринской помощи. Цель: определение ожидаемых результатов (целей) сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств (схема 3).

 

Для этого необходимо:

  • определить вид целей: краткосрочные (рассчитанные на 2 недели) или долговременные (более 2 недель); отразить структуру целей – конкретное действие, критерий (дата, время и т. д.), условие (с помощью кого или чего будет достигнут результат). Следует помнить о требованиях к постановке целей – реальность и достижимость, возможность проверки достижения, временные пределы (указание сроков достижения целей). Например: проблема – нарушение сна; краткосрочная цель – в пределах семи дней ребенок может засыпать в течение 30 мин после укладывания и спать без пробуждения 4–6 ч, при необходимости с помощью седативных средств; долговременная цель – к моменту выписки из стационара ребенок сможет спать от 6 до 7 ч непрерывно без приема седативных средств;
  • составить план сестринского вмешательства, направленного на достижение поставленных целей (табл. 1).

IV этап. Выполнение плана сестринских вмешательств. Цель: выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом, их документирование (схема 4).

Для этого необходимо:

  • реализовать план сестринского вмешательства – осуществить независимые, зависимые или взаимозависимые действия.

Независимые действия выполняются медсестрой без указаний и назначений со стороны врача. Например:

  1. наблюдайте за сном пациента, оцените нарушения сна;
  2. рекомендуйте матери (родственникам) за 30 мин до сна воздержаться от проведения возбуждающих игр, провести прогулки, гигиенические мероприятия, покормить малыша, поговорить с ним; для старших детей – исключить прием кофе, крепкого чая, шоколада, крепких бульонов, острой пищи за 2 ч до сна; обучить ребенка элементам аутотренинга;
  3. посоветуйте матери (родственникам) проветрить комнату; поддерживать температуру в помещении (18–20 °С); устранить шумовые и световые раздражители (приглушить звук телевизора, радио, поставить ночник в комнате); постелить удобную, чистую постель;
  4. убедите мать, что успех зависит от точного выполнения рекомендаций. Зависимые действия, выполняются медсестрой на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Например: по назначению врача дайте ребенку седативное средство.

Взаимозависимые действия – взаимные действия медсестры с врачом, другими работниками здравоохранения, родственниками пациента и т. д.;

  •  определить потребность ребенка в помощи (временная, постоянная, реабилитирующая);
  • внести данные в карту сестринского ухода.

V этап. Оценка эффективности сестринской помощи. Цель: оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов.

Для этого следует:

  • оценить качество помощи на основании изучения своих действий, мнения ребенка и его семьи, руководителя (старшей и главной медсестер). Критериями эффективности сестринской помощи являются прогресс в достижении целей, ответная реакция ребенка на вмешательство, соответствие полученного результата ожидаемому (схема 5). Например: отсутствие жалоб у ребенка (матери) на нарушение сна, отсутствие нарушений сна, выявляемых медсестрой; ребенок может засыпать в течение 30 мин после укладывания и спать без пробуждения 6–7 ч без седативных средств;
  • определить дальнейшую тактику. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, необходимо поставить подпись и дату в строке соответствующей цели. Если цель не достигнута, следует выявить причины, определить сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медсестры, пересмотреть цель и сроки ее реализации, внести коррективы в план сестринского ухода.

Особенности организации сестринского процесса в педиатрии. Медсестра при работе с детьми должна знать анатомо-физиологические особенности детского организма, условия протекания заболеваний. Учитывать возрастную специфику универсальных проблем ребенка в различные периоды детства (рациональное питание, питьевой режим, сон, личная гигиена, рациональная одежда и др.), проблем, связанных с развитием (педагогическая запущенность, практикующиеся в семье патологические типы воспитания, снижение самооценки, снижение интеллекта, нарушение связей с родственниками, отставание в психическом, физическом развитии и др.).

В профессиональной деятельности следует уделять особое внимание психологическому компоненту как при работе с ребенком, так и его родственниками, уметь определить состояние их знаний и представлений о потребностях ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)