Основы международно-правового регулирования труда
Международное трудовое право — это система правовых норм, регулирующих сферу труда на общемировом и межгосударственном уровнях. Оно формируется международными организациями в сфере труда через установление международных правовых стандартов труда и механизмов их реализации.
Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентацию с помощью международных договоров и других международно- правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой интересов работников. Международно-правовое регулирование труда включает не только совокупность международных норм в сфере труда, но и нормы иных отраслей международного права, оказывающих воздействие на сферу труда.
В связи с этим различные правоведы по-разному характеризуют международное трудовое право: одни считают его отраслью системы международного права, другие — комплексной подотраслью трудового и международного публичного права, третьи — частью отрасли национального трудового права.
К признакам международного трудового права можно отнести:
- межсистемный характер (отнесение норм международных договоров к национальному трудовому праву и к международному праву);
- согласительный порядок создания норм международного трудового права с участием государств и (или) международных организаций;
- нахождение в основе международного трудового права общепризнанных принципов и норм международного права.
Предмет международного трудового права совпадает с предметом национального трудового права, в него входят трудовые и иные, тесно связанные с трудовыми, отношения. Национальное трудовое право относится к социальному праву, сочетающему публичные и частноправовые элементы.
В международном праве выделяется международное публичное и международное частное право.
Международное частное трудовое право направлено на регулирование отношений между работником и работодателем, если эти трудовые отношения осложнены иностранным элементом.
Субъекты международного права принимают международно-правовые нормы в сфере труда и разрабатывают средства, обеспечивающие реализацию данных норм, формы контроля за их соблюдением.
К нетипичным субъектам могут быть отнесены международные объединения работодателей и работников, участвующие в деятельности МОТ, а также транснациональные корпорации (далее — ТНК), заключающие международные соглашения.
МОТ была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору после Первой мировой войны как структурное подразделение Лиги Наций (предшественницы ООН). В 1944 г. членами МОТ была принята Филадельфийская декларация, провозгласившая отказ от признания труда товаром. С 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением созданной в 1945 г. ООН.
МОТ является единственным трехсторонним учреждением ООН, в которое входят представители правительств, работодателей и работников различных государств.
К задачам МОТ в соответствии с Уставом МОТ относятся:
- разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
- разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;
- помощь государствам — членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
- защита прав человека в сфере труда, защита от принудительного труда, дискриминации и т.д.;
- борьба за улучшение жизненного уровня работников, развитие социального обеспечения;
- разработка программ в области улучшения условий труда, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
- содействие организациям работников и работодателей в их работе совместно с правительствами по урегулированию социально-трудовых отношений;
- разработка мер по защите наиболее социально незащищенных групп работников (женщин, молодежи, пожилых людей, мигрантов) и т.д.
Политика МОТ определяется высшим органом МОТ — Международной конференцией труда (далее — МКТ), являющейся собранием всех членов МОТ, которое проходит 1 раз в год. На МКТ принимаются все акты МОТ. Делегатами МКТ становятся по 2 представителя от правительства и по 1 от наиболее крупных организаций работников и работодателей каждого государства — члена МОТ.
Исполнительным органом МОТ, управляющим организацией между сессиями МКТ, является Административный совет. Он определяет порядок выполнения решений МОТ. Ежегодно проводятся по 3 сессии Административного Совета.
В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, по 14 представителей от работодателей и работников) и 66 их заместителей. 10 мест членов Административного совета, представляющих правительства, заняты представителями правительств Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, России, США, Франции и Японии. Остальные члены Административного совета, представляющие правительства других государств, переизбираются МКТ каждые 3 года.
Акты МОТ и ООН вместе составляют Международный кодекс труда —международную юридическую основу для издания национальных норм трудового законодательства. Основными направлениями правового регулирования со стороны МОТ являются: права человека, занятость, социальная политика, регулирование вопросов труда, трудовые отношения и условия труда, социальное обеспечение и правовое регулирование труда отдельных категорий работников.
К международно-правовым принципам в сфере труда относятся принципы:
- свободы объединения и реального признания права на ведение коллективных переговоров;
- упразднения всех форм принудительного или обязательного труда;
- реального запрещения детского труда;
- недопущения дискриминации в области труда и занятости.
Важнейшими источниками международного трудового права являются: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 г., конвенции МОТ.
По состоянию на конец 2019 г. приняты 190 конвенций МОТ (некоторые уже утратили юридическую силу), основополагающими признаны 8 конвенций МОТ, в текстах которых закреплены основные принципы правового регулирования труда:
- № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» 1930 г.;
- № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г.;
- № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» 1949 г.;
- № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» 1951 г.;
- № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г.;
- № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 г.;
- № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» 1973 г.;
- № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999 г.
Большее значение имеют Декларации МОТ: «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г., в ней провозглашаются 4 основных принципа международного трудового права, выполнение которых государствами — членами МОТ обязательно (независимо от ратификации ими конвенций МОТ) лишь в силу членства в МОТ и «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации» 2008 г.
Ратифицируя конвенцию, государство принимает на себя обязательства по приведению своих законодательных и иных актов в соответствие с конвенцией, впоследствии государство должно регулярно представлять в МОТ доклады по принятым мерам. МОТ не может принуждать к исполнению конвенций, в то же время существуют механизмы контроля за исполнением конвенций путем исследования обстоятельств нарушения трудовых прав и придания им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ.
Контроль осуществляется комитетами экспертов МОТ. В исключительных случаях согласно статье 33 Устава МОТ, МКТ может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство-нарушителя.
Международно-правовое регулирование труда может осуществляться не только в общемировом масштабе, но и на региональном уровне. Примером этого служат международные договоры регионального характера, распространяющие свое действие на европейский, латиноамериканский, африканский или иные регионы, и нормативные акты, изданные органами власти, наделенными полномочиями по регулированию отношений на надгосударственном уровне (например, органами власти Европейского союза).
Согласно статье 153 Договора о функционировании Европейского союза (TFEU) Европейский союз поддерживает и дополняет действия государств — членов Европейского союза в следующих областях: улучшение условий труда в целях защиты здоровья и безопасности работников, социальное обеспечение и социальная защита работников, защита работников в случае расторжения трудового договора, информирование и консультирование работников и т.д
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу