Основы международно-правового регулирования труда

Международное трудовое право — это система правовых норм, регулирующих сферу труда на общемировом и межгосударственном уровнях. Оно формируется международными организациями в сфере труда через установление международных правовых стандартов труда и механизмов их реализации.

Применительно к отдельному государству — России, Франции, Германии и т.д. — международное трудовое право — это те международные нормы, которые имплементируются в правовую систему данного государства в силу норм конституции, национального трудового законодательства и правил международного права.

Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентацию с помощью международных договоров и других международно- правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой интересов работников. Международно-правовое регулирование труда включает не только совокупность международных норм в сфере труда, но и нормы иных отраслей международного права, оказывающих воздействие на сферу труда.

Признание международного трудового права самостоятельной отраслью системы международного права было бы не совсем корректным. Трудовое правоотношение не может регулироваться исключительно нормами международного трудового права, будут применяться как национальные, так и международные нормы.

В связи с этим различные правоведы по-разному характеризуют международное трудовое право: одни считают его отраслью системы международного права, другие — комплексной подотраслью трудового и международного публичного права, третьи — частью отрасли национального трудового права.

К признакам международного трудового права можно отнести:

  • межсистемный характер (отнесение норм международных договоров к национальному трудовому праву и к международному праву);
  • согласительный порядок создания норм международного трудового права с участием государств и (или) международных организаций;
  • нахождение в основе международного трудового права общепризнанных принципов и норм международного права.

Предмет международного трудового права совпадает с предметом национального трудового права, в него входят трудовые и иные, тесно связанные с трудовыми, отношения. Национальное трудовое право относится к социальному праву, сочетающему публичные и частноправовые элементы.

В международном праве выделяется международное публичное и международное частное право.

Словосочетание «международное трудовое право» обычно используется в качестве синонима международного публичного трудового права, состоящего из международных договоров, общепризнанных принципов и норм международного права, устанавливающих международные стандарты в сфере труда.

Международное частное трудовое право направлено на регулирование отношений между работником и работодателем, если эти трудовые отношения осложнены иностранным элементом.

Субъекты международного права принимают международно-правовые нормы в сфере труда и разрабатывают средства, обеспечивающие реализацию данных норм, формы контроля за их соблюдением.

Субъектами международно- правового регулирования труда выступают международные организации (ООН, МОТ и т.д.), принимающие нормы международного трудового права путем создания конвенций, пактов, соглашений по разным вопросам.

К нетипичным субъектам могут быть отнесены международные объединения работодателей и работников, участвующие в деятельности МОТ, а также транснациональные корпорации (далее — ТНК), заключающие международные соглашения.

Интересно
Как уже упоминалось, источниками международно-правового регулирования труда являются международные договоры (конвенции ООН, МОТ, договоры между двумя и более государствами и так называемое «мягкое право» — акты, не имеющие юридической силы, но являющиеся ориентирами для государств (рекомендации и декларации МОТ, хартии Совета Европы, модельное законодательство СНГ и т.д.).

МОТ была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору после Первой мировой войны как структурное подразделение Лиги Наций (предшественницы ООН). В 1944 г. членами МОТ была принята Филадельфийская декларация, провозгласившая отказ от признания труда товаром. С 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением созданной в 1945 г. ООН.

Целью МОТ согласно Филадельфийской декларации 1944 г., включенной в Устав МОТ, становится установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечение экономической и социальной стабильности.

МОТ является единственным трехсторонним учреждением ООН, в которое входят представители правительств, работодателей и работников различных государств.

К задачам МОТ в соответствии с Уставом МОТ относятся:

  • разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
  • разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;
  • помощь государствам — членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
  • защита прав человека в сфере труда, защита от принудительного труда, дискриминации и т.д.;
  • борьба за улучшение жизненного уровня работников, развитие социального обеспечения;
  • разработка программ в области улучшения условий труда, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
  • содействие организациям работников и работодателей в их работе совместно с правительствами по урегулированию социально-трудовых отношений;
  • разработка мер по защите наиболее социально незащищенных групп работников (женщин, молодежи, пожилых людей, мигрантов) и т.д.

Политика МОТ определяется высшим органом МОТ — Международной конференцией труда (далее — МКТ), являющейся собранием всех членов МОТ, которое проходит 1 раз в год. На МКТ принимаются все акты МОТ. Делегатами МКТ становятся по 2 представителя от правительства и по 1 от наиболее крупных организаций работников и работодателей каждого государства — члена МОТ.

В 2019 г. прошла юбилейная сессия Международной конференции труда, называемой также «всемирным парламентом труда», которая была посвящена 100-летию со дня создания МОТ и обсуждению принципиальных вопросов будущего сферы труда.

Исполнительным органом МОТ, управляющим организацией между сессиями МКТ, является Административный совет. Он определяет порядок выполнения решений МОТ. Ежегодно проводятся по 3 сессии Административного Совета.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, по 14 представителей от работодателей и работников) и 66 их заместителей. 10 мест членов Административного совета, представляющих правительства, заняты представителями правительств Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, России, США, Франции и Японии. Остальные члены Административного совета, представляющие правительства других государств, переизбираются МКТ каждые 3 года.

Международное бюро труда (далее — МБТ) выполняет функции секретариата МОТ и располагается в Женеве, его представительства на местах действуют во многих странах, в том числе в России. Генеральный директор МБТ избирается на 5 лет с правом переизбрания. Деятельности МБТ помогают комитеты экспертов.

Акты МОТ и ООН вместе составляют Международный кодекс труда —международную юридическую основу для издания национальных норм трудового законодательства. Основными направлениями правового регулирования со стороны МОТ являются: права человека, занятость, социальная политика, регулирование вопросов труда, трудовые отношения и условия труда, социальное обеспечение и правовое регулирование труда отдельных категорий работников.

К международно-правовым принципам в сфере труда относятся принципы:

  • свободы объединения и реального признания права на ведение коллективных переговоров;
  • упразднения всех форм принудительного или обязательного труда;
  • реального запрещения детского труда;
  • недопущения дискриминации в области труда и занятости.

Важнейшими источниками международного трудового права являются: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 г., конвенции МОТ.

По состоянию на конец 2019 г. приняты 190 конвенций МОТ (некоторые уже утратили юридическую силу), основополагающими признаны 8 конвенций МОТ, в текстах которых закреплены основные принципы правового регулирования труда:

  • № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» 1930 г.;
  • № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г.;
  • № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» 1949 г.;
  • № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» 1951 г.;
  • № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г.;
  • № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 г.;
  • № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» 1973 г.;
  • № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999 г.

Большее значение имеют Декларации МОТ: «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г., в ней провозглашаются 4 основных принципа международного трудового права, выполнение которых государствами — членами МОТ обязательно (независимо от ратификации ими конвенций МОТ) лишь в силу членства в МОТ и «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации» 2008 г.

Конвенции МОТ, являясь международными договорами, вступают в силу после ратификации не менее чем 2 государствами — членами МОТ. Для конкретного государства конвенция вступает в силу после ее ратификации высшим органом власти данного государства.

Ратифицируя конвенцию, государство принимает на себя обязательства по приведению своих законодательных и иных актов в соответствие с конвенцией, впоследствии государство должно регулярно представлять в МОТ доклады по принятым мерам. МОТ не может принуждать к исполнению конвенций, в то же время существуют механизмы контроля за исполнением конвенций путем исследования обстоятельств нарушения трудовых прав и придания им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ.

Контроль осуществляется комитетами экспертов МОТ. В исключительных случаях согласно статье 33 Устава МОТ, МКТ может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство-нарушителя.

Международно-правовое регулирование труда может осуществляться не только в общемировом масштабе, но и на региональном уровне. Примером этого служат международные договоры регионального характера, распространяющие свое действие на европейский, латиноамериканский, африканский или иные регионы, и нормативные акты, изданные органами власти, наделенными полномочиями по регулированию отношений на надгосударственном уровне (например, органами власти Европейского союза).

Так, европейское трудовое право — это совокупность правовых норм наднационального (регионального международного) характера, регулирующих в Европейском союзе трудовые и тесно связанные с ними отношения и обеспечивающих развитие европейской интеграции.

Согласно статье 153 Договора о функционировании Европейского союза (TFEU) Европейский союз поддерживает и дополняет действия государств — членов Европейского союза в следующих областях: улучшение условий труда в целях защиты здоровья и безопасности работников, социальное обеспечение и социальная защита работников, защита работников в случае расторжения трудового договора, информирование и консультирование работников и т.д

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)