Основные положения Закона РФ “О защите прав потребителей”

Система нормативных актов в области защиты прав потребителей включает Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Закон РФ “О защите прав потребителей”, федеральные законы (“О техническом регулировании”, “О рекламе”, “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и проч.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Основным нормативным актом, устанавливающим правила охраны и защиты прав потребителей, является Закон РФ “О защите прав потребителей”. Закон “О защите прав потребителей” был принят 7 февраля 1992 г. и в основной своей части вступил в силу 7 апреля 1992 г. В дальнейшем в закон вносились изменения и дополнения.

Закон “О защите прав потребителей” является основным источником регулирования отношений в области отношений между потребителем с одной стороны и изготовителем, исполнителем и импортером — с другой. Закон состоит из исходных положений и четырех глав (названных соответственно “Общие положения”, “Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям”, “Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)” и Государственная и общественная защита прав потребителей), объединяющих в целом сорок шесть статей закона.

Исходные положения Закона состоят из двух обособленных частей. Первая определяет предмет правовой регламентации данного Закона. Вторая — основные понятия, используемые в настоящем Законе, отражает признаки потребителей, изготовителей, импортеров, исполнителей работ и услуг и прочих составляющих предмет регулирования рассматриваемых отношений. Закон РФ “О защите прав потребителей” является законом прямого действия, т. е. в самом законе предусмотрен и механизм его исполнения, и санкции за нарушение положений Закона.

В первой главе закона “Общие положения” регламентируются отношения в области защиты прав потребителей, определяется приоритет правил международного договора, право потребителей на просвещение в области защиты прав, право потребителя на приобретение товара соответствующего качества с установленными сроками службы, годности, право потребителя на безопасность товара (работы, услуги), право потребителя на информацию о товаре, об изготовителе, о продавце, о размерах компенсации морального вреда.

Существенным является право потребителя на приобретение товара надлежащего качества или предоставление качественной услуги. Кроме того, если потребитель вводится в заблуждение относительно потребительских свойств продукции или предоставляемой услуги, то этот факт тоже является предметом рассмотрения закона.

Закон подтверждает право потребителя на сохраняемость потребительских свойств, устанавливая обязанности производителя (продавца или исполнителя) в области установления сроков использования товара (работы) (рис. 12.1, 12.2).

Наряду с другими нормативными актами РФ Закон подтверждает право потребителя на безопасность продукции (работы, услуги). Требования безопасности, как отмечалось выше, являются обязательными на территории РФ. При неправильном использовании, хранении, транспортировании безопасный товар (услуга) может представлять опасность, об этом тоже должен быть проинформирован потребитель.

Особое внимание уделено в Законе праву потребителя на информацию. Информация может содержать сведения о продавце, изготовителе и проч., а недостоверная или заведомо ложная информация влечет за собой санкции.

Во второй главе закона рассматриваются последствия продажи товаров ненадлежащего качества с учетом сроков представления претензий и условий устранения недостатков товара. В законе предусматриваются сроки замены или обмена товара ненадлежащего качества, а также мера ответственности продавца за просрочку выполнения требований потребителя.

Глава IV посвящена вопросам государственной и общественной защиты прав потребителей. В этой главе подробно рассматриваются полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также общественных организаций, осуществляющие контроль (надзор) за безопасностью товаров (работ, услуг), за соблюдением всех прав потребителей.

Защита прав потребителей осуществляется на всех уровнях федеральной исполнительной власти. К органам федеральной власти, осуществляющих контроль (надзор) в сфере защиты прав потребителей относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), органы прокуратуры и суда.

Кроме того, на территории муниципальных образований защиту прав потребителей осуществляют органы местного самоуправления, которые вправе (ст. 44):

  • рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;
  • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Основным направлением деятельности Общества защиты прав потребителей является защита прав потребителей, содействие при реализации прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, а также на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение в области защиты прав потребителей.

Для достижения уставных целей Общество защиты прав потребителей в соответствии с Законом осуществляет следующие виды деятельности:

  • рассматривает жалобы граждан о нарушениях прав потребителей, консультирует их по вопросам законодательства о защите прав потребителей;
  • анализирует договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, производителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей и предпринимает необходимые действия для защиты потребителей;
  • проводит по собственной инициативе, по просьбе потребителей или по определению суда независимую экспертизу, товаров и услуг, выдают потребителям экспертное заключение;
  • осуществляет сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, нарушению прав потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), и извещают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), принимает необходимые меры для защиты прав потребителей;
  • в целях защиты прав потребителей предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей, или в интересах неопределенного круга потребителей);
  • организует семинары и конференции по вопросам защиты потребителей;
  • оказывает юридическое консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей, применения положений Закона о защите прав потребителей и других нормативных актов в сфере защиты потребителей.

Для реализации своих прав потребитель может обратиться в заявлением об обнаружении недостатков к продавцу или изготовителю или с исковым заявлением в судебные органы. Формы заявлений представлены в приложениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)