Основные классификационные признаки

Распределение совокупности товаров по категориям (звеньям) происходит в соответствии с признаками классификации. В зависимости от характера влияния на потребительские свойства товаров классификационные признаки подразделяются на существенные и несущественные. Существенность признака определяется не только его важностью, но и тем, что, будучи единичным, он взаимосвязан с другими признаками и используется в совокупности (в классификационной системе) с другими признаками.

В зависимости от степени охвата всех товаров признаки бывают общие и специфические. Важнейшими общими классификационными признаками товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы).

Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован как на высших, так и на низших ступенях классификации. Обычно на первых ступенях деления товаров на классы и группы используют обобщенный признак назначения (например, продовольственные и непродовольственные товары или товары обувные и одежные).

На следующих ступенях классификации этот признак может конкретизироваться. Например, ножи, входящие в группу ножевых изделий вместе с ножницами, по назначению подразделяются на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые и складные. Складные ножи в зависимости от назначения подразделяются на ножи общего назначения, специальные (монтерские, шоферские, туристические и др.) и подарочные.

Разделение по виду исходного сырья (материалов) позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, обувь на резиновой подошве, обувь с верхом из натуральных и искусственных кож. В зависимости от общности сырьевого признака в продовольственные товары входят хлебобулочные изделия, плоды и овощи, мед, кондитерские, молочные, яичные, мясные, рыбные и др.

По составу сырья колбасные изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные. Следует отметить, что состав продовольственных товаров определяет их пищевую ценность. Например, в зависимости от пищевой ценности молочные продукты подразделяют на продукты широкого назначения, диетические и детские. По содержанию жира творог бывает жирный, полужирный и нежирный.

Классификация товаров по признаку конструкции характерна для непродовольственных товаров. Она осуществляется с учетом особенностей конструкции (устройства, формы и размеров всего изделия и его деталей, характера их соединения и взаимодействия). Особенности конструкции определяют назначение товара и его потребительские свойства.

Образец изделия определенной конструкции, предназначенный для серийного производства, называют моделью. Так, в зависимости от особенностей конструкции холодильники бывают компрессионными, абсорбционно-диффузионными и термоэлектрическими.

Сходное понятие с конструкцией имеет термин “фасон”, который характеризует особенности внешней формы изделия (например, фасон обуви, одежды). Фасон стеклянных и керамических изделий определяется формой корпуса, конструкцией (на ножке, поддоне), характером края и видом борта (сплошной, ажурный).

Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. По этому признаку, например, стеклянную посуду подразделяют на выдувную, прессованную, прессовыдувную, каждая из них характеризуется определенным комплексом потребительских свойств. Способ производства предопределил формирование таких товарных групп, как ткани и трикотажные полотна.

Близкие к способу производства классификационные признаки — способ выращивания, способ обработки, особенности технологии. По этим признакам классифицируют в основном продовольственные товары. В соответствии со способом обработки различают вареные, полукопченые, копченые (варенои сырокопченые) колбасные изделия. По технологии капуста белокочанная может быть свежей, квашеной, маринованной и сушеной. По способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.

По происхождению продовольственные товары бывают растительные (плоды, овощи, ягоды, зерновые и др.) и животные (мясные, рыбные и др.). По происхождению выделяют крупу из зерна, проса, гречихи, риса и других хлебных культур. Рыбные товары можно классифицировать по районам лова.

Например, в зависимости от района лова различают сельдь атлантическую, тихоокеанскую, беломорскую, каспийскую, черноморскую и др. Очень часто товары классифицируют по таким признакам, как срок и способ хранения, транспортабельность и т. п. Например, в зависимости от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми.

К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести:

  • половозрастное деление (например, женская, мужская, детская обувь);
  • условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата);
  • сезонность пользования (летние и зимние автомобильные покрышки);
  • размерные признаки (размеры, габариты);
  • комплектность (наборы, приборы, сервизы, гарнитуры);
  • агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое);
  • способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная), упитанность (мясные туши) и др. Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации.

Некоторые товары классифицируют по специфическим признакам, обусловленным их природой и, соответственно, особенностями потребительских свойств. Так, музыкальные товары систематизируют по способу извлечения звука (щипковые, смычковые, клавишные, духовые и т. п.), парфюмерные товары — в зависимости от характера и типа запаха (цветочные, шипровые, фантазийные и проч.).

В настоящее время возрастает интерес к разработке теоретических вопросов классификации товаров. С углублением международного разделения труда и с развитием международного обмена товарами возникла острая необходимость классифицировать все многообразие товаров, обращающихся на мировом рынке. В России стали использовать новые системы классификации (Гармонизированную систему), что еще раз подтверждает большое значение расширения исследований по разработке научных основ классификации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)