Основные ошибки при интеграции в образовательную среду детей с умственной отсталостью

Статья 43 Конституции РФ гарантирует право каждого гражданина на образование. Кроме того, Федеральным законом 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалиды имеют право на получение общедоступного школьного, профессионального и высшего образования, а также на предоставление всех необходимых условий.

Это накладывает на большинство общеобразовательных учреждений обязанность обеспечить такого рода условия: приобрести оборудование, повысить квалификацию педагогического состава, создать в группах и классах атмосферу толерантности. По данным «Российской газеты»
. В 2020 году полностью готовыми к принятию детей с ограниченными возможностями были 8% из 1191 школ, прошедших мониторинг. Отмечено, что показатель обеспеченности оборудованием в школах вырос с 2015 года на 10%.

Высшие учебные заведения активно предлагают программы дополнительного образования и повышения квалификации по направлениям, связанным с инклюзивным образованием. Однако если проблему слепых, глухих или не полностью парализованных детей можно решить обучением педагогов и приобретением необходимого оборудования, то проблема интеграции в образовательную среду детей с умственной отсталостью предстаёт на их фоне в разы более сложной.

Авторами были изучены сведения о безуспешном опыте работы с умственно отсталыми детьми в российских общеобразовательных учреждениях и выявлены общие причины, определившие их неудачу. Авторитетность источников информации сознательно не учитывалась: негативный опыт редко публикуется в научных изданиях или на образовательных порталах, часто узнать о нём можно только из комментариев преподавателей или родителей.

Кроме того, по мнению авторов, неофициальные источники предоставляют «внутреннюю» информацию, а также поднимают проблемы, игнорируемые авторитетными научными и новостными изданиями.

Часто родители имеют искажённое представление о степени отклонения уровня умственного развития их ребёнка от нормы или же всё понимают, но стараются доказать себе и окружающим его «нормальность», из-за чего принимают решение отдать его в массовую школу.

Интересно
Умственно отсталый ребёнок в большинстве случаев сталкивается со сложностями в обучении, и в скором времени встаёт вопрос о переводе его в специальный класс, школу, либо об использовании особых обучающих материалов. Часть родителей соглашается на перевод ребёнка в более специализированные условия, часть настаивает на продолжении его обучения с использованием массовых материалов в обычном классе.

Типичной ошибкой школы в таких случаях является отсутствие с её стороны заинтересованности в получении ребёнком качественного образования: педагогический состав не предпринимает дальнейших попыток объяснить родителям целесообразность перевода ребёнка в другие условия, школа не предусматривает квалифицированного психологического сопровождения родителей.

Распространена проблема неприятия обычными детьми детей с умственной отсталостью.
Российские школы ежегодно проводят открытые мероприятия по развитию толерантности среди учеников, однако травля по отношению к «особенным» детям до сих пор является одной из причин отказа школ от обучения таких детей. Ошибкой в данном случае является слишком поверхностная проработка проблемы: как правило,традиционный план мероприятия состоит из классного часа и видеоматериала о важности терпимости к умственно отсталым детям.

В итоге обычные дети не понимают, почему отличного от них ребёнка нужно воспринимать как равного, почему такой ребёнок учится именно вместе с ними и почему они должны быть к нему терпеливы, более того, должны проявлять к нему желание помочь.

Активная и настойчивая работа с родителями – наиболее важный пункт в образовании ребёнка с умственной отсталостью. Также работа с обычными детьми эффективнее, когда имеет точечный характер: у современных детей есть общее представление о том, что кроме них существуют умственно отсталые, однако зачастую их лишь ставят пе-ред фактом появления необычного ученика, что сильно дезориентирует и излишне напрягает детей.

Работа с умственно отсталыми детьми должна вестись на протяжении всего периода его обучения. Умственно отсталый ребёнок не должен чувствовать вседозволенности и чересчур особенного отношения, чтобы не доставлять в будущем дискомфорт и проблемы нормальным ученикам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)